Nieuport 11 (или Nieuport XI C.1 в современных источниках), с прозвищем Bébé, это французский одноместный истребитель полутораплан Первой мировой войны, разработанный Gustave Delage. Именно этот самолет покончил с безраздельным превосходством в воздухе Fokker Scourge в 1916. Самолет служил в ВВС союзников Франции и породил целую серию истребителей Nieuport которые оставались на службе(позже как учебные самолеты) вплоть до 1920 годов. Оригинальный самолет похоже сохранился только в Ле Бурже, а повсюду мы можем встретить реплики разной степени качества...
Auto- und Technikmuseum Sinsheim-Технический музей в Зинхайме. все, что у меня есть по Nieuport 11 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе
В музее мы можем увидеть реплику Nieuport 11 Bébé "Le vieux Charles" (Guynemer) в цветовой схеме France - Air Force .
В 1916 году большинство французских истребителей было производства компании Nieuport. Компанией в этот период руководил Дойч де ля Мёрт, а главным инженером был Гюстав Деляж. Перед войной Деляж проектировал спортивные самолеты, а в 1915 году приспособил один из своих самолетов на роль истребителя. Первоначально это был двухместный самолет, потом его переделали в одноместный. Самолет представлял собой так называемый полутораплан. Верхнее крыло имело нормальную ширину и находилось над фюзеляжем. Под фюзеляжем находилось нижнее крыло, которое при том же размахе было значительно уже верхнего. Между собой крылья соединялись распорками в форме буквы V. Такая схема имела благоприятную аэродинамику, а кроме того, пилот имел хороший обзор вперед и вниз. Поэтому самолет хорошо подходил на роль разведчика и истребителя. При небольших скоростях такая схема вела себя хорошо, а проблемы начались позже, когда скорости самолетов заметно возросли. "Nieuport 10" выпускался большой серией и использовался на всех фронтах войны.
В 1915 году Деляж создал уменьшенный вариант самолета, обозначенный как Nieuport 11. Это был типичный истребитель: маленький, маневренный с небольшим силуэтом. На самолете стоял ротативный двигатель Le Rhone мощностью 80 лс. Поскольку новый Nieuport был заметно меньше своего предшественника, он получил прозвище Bébé (ребенок). Самолет быстро приобрел популярность за свои отличные летные качества. Первая эскадрилья, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевым вылетам 5 января 1916 года. К 1 февраля на фронте действовало уже 90 Nieuport 11. Новые самолеты прибыли в апреле 1916 года. В начале 1916 года Nieuport 11С.1 был лучшим истребителем Антанты.
Именно с помощью Nieuport 11 союзникам удалось превзойти немецкие Fokker, которые до того времени господствовали в воздухе. Самолет еще не имел синхронизатора, поэтому пулемет "Льюис" стоял на станке на верхнем крыле, так, что стрелял мимо диска винта. Поскольку дотянуться до установленного высоко пулемета летчик не мог, спуск осуществлялся с помощью гибкого тросика Боудена. Такое расположение пулемета было очень неудобным. Диск вмещал только 47 патронов (позднее появился 96-зарядный диск). В ходе боя пилоту приходилось неоднократно отстегивать ремни, вставать в кабине и, удерживая ручку ногами, перезаряжать пулемет. Это была очень непростая манипуляция, так как в момент перезарядки пилот оставался полностью беззащитным, а мог и просто выпасть из кабины. Кроме того, пулемет не отличался высокой надежностью, а на холодном воздухе замерзал замок. Прицеливание было непростой задачей - наведение осуществлялось на глаз по следам трассирующих пуль. Это вело к перерасходу боеприпасов, что требовало частой смены пулеметных дисков. Ловко наладился стрелять из пулемета Жан Наварр, который, сев противнику на хвост, вставал в кабине и прицеливался традиционно через мушку и целик.
Проблему удалось частично решить в апреле 1916 года. 18 апреля механик 11-й эскадрильи Королевских ВВС (англичане также использовали Nieuport 11) сержант Р.Дж. Фостер установил на самолет своего пилота капитана Х.А. Купера пулемет "Льюис" на выгнутой направляющей. В результате пилот получил возможность не вставая с кресла опускать пулемет вниз и менять диск или передергивать заевший затвор. В верхнем положении пулемет был отъюстирован с телескопическим прицелом "Олдис", остановленным перед кабиной на уровне глаз пилота. 13 июня 1916 года система Фостера стала стандартным оснащением всех французских машин, летавших в составе английских частей. Французы никогда не применяли систему Фостера на своих машинах. Зато системой Фостера воспользовался знаменитый английский ас капитан Альберт Болл. Он был энтузиастом Nieuport 11C.1 и большинство из своих 44 побед, одержанных в 1916 году, одержал, летая на этой машине. Он атаковал самолет противника снизу и сзади. Переведя пулемет почти в вертикальное положение он давал очередь прямо в беззащитное днище самолета. Болл действовал безнаказанно почти год, пока на немецких самолетах не появились пулеметы, стреляющие вниз.
Во второй половине 1916 года на самолет Nieuport 11 установили двигатель Le Rhone мощностью 81 кВт. Так появился Nieuport 16С.1. В остальном конструкция самолета осталась прежней. На этом истребителе впервые использовались ракеты Le Prieur для атак против воздушных шаров и дирижаблей. Он был способен нести восемь ракет с электрическим запалом, установленных на подкосах крыла и наклоненных вверх.
На Nieuport 11 летали все лучшие французские асы: Жан Наварр, Жорж Гинемер, Жорж Мадон, Шарль Нюнжессер, Арман де Тюрен, Рене Фонк, а также англичане Альберт Болл и Эдвард Маннок, а также канадец Уильям Бишоп. Самолет Nieuport 11 получил высокую оценку у противника. Например, лейтенант Густав Лефферс из Jasta 1 обзавелся трофейным Nieuport 11 и на нем одержал четыре победы. На Nieuport 11 Лефферс был сбит 12 декабря 1916 года.
Несколько сотен самолетов были построены в Италии компанией Macchi (под обозначением Nieuport 11000). Самолет Type 11 служил также в ВВС Бельгии, в авиации сухопутных войск и ВМС Великобритании.
Самолет Nieuport 11С.1 (16С.1) представлял собой одноместный одномоторный полутораплан смешанной конструкции. Передняя часть фюзеляжа формировалась из стальных труб с приваренной к ним плите, к которой крепился двигатель. Обтекатель двигателя из алюминия с характерными треугольными языками. Хвостовая часть фюзеляжа имела деревянный каркас с проволочными растяжками. Обшивка матерчатая, борта фюзеляжа плоские. Сечение фюзеляжа в передней части прямоугольное, в хвостовой части трапециевидное.
Крылья деревянные со стреловидностью 3,50. Верхнее крыло двухлонжеронное, состоящее из трех частей. Нижнее крыло однолонжеронное с небольшим возвышением. Обшивка матерчатая. Центроплан верхнего крыла над фюзеляжем поддерживали стойки из стальной трубы. Распорки между крыльями деревянные в форме буквы V. Концами распорки соединялись с лонжеронами верхнего и нижнего крыла. Кроме того, крылья соединялись растяжками из стальной проволоки.
Хвостовое оперение плоское, без профиля, обшито тканью. Киль отсутствовал, имелся только плавающий руль направления. Шасси с двумя стойками и общей стойкой, оснащено резиновым амортизатором. Самолеты Nieuport не имели приборной доски. Немногочисленные приборы (буссоль, хронометр, тахометр и альтиметр) размещались в разных углах кабины, что заставляло пилота вертеть головой.
На самолете стоял ротативный двигатель Le Rhone 9С мощностью 60 кВт (11С.1) или Le Rhone 9J мощностью 81 кВт (16С.1). Винт деревянный двухлопастный.
Вооружение - один 7,7-мм пулемет "Льюис", установленный над крылом. Кроме того, самолеты 16С.1 могли нести ракеты "Ле-Прие", подвешиваемые к распоркам крыла. Пуск ракет осуществлялся электрически, их дальность составляла 450 м.
ЛТХ:
Модификация N.11
Размах крыла, м 7.52
Длина, м 5.64
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 13.30
Масса, кг
пустого самолета 320
нормальная взлетная 480
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone 9C
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость , км/ч 156
Крейсерская скорость , км/ч 132
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 250
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Lewis установленный сверху верхнего крыла