Толгский женский монастырь 8 и 9 мая 2019 года.

May 31, 2019 20:54

Во время нашего визита с Ил-2 в Ярославль на Парад Победы, нам устроили замечательную экскурсию в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Здесь я собрал фотографии, которые разрешили мне делать во время экскурсии.


Парад Победы в Ярославле 9 мая 2018 года и 2019 года.


Толгский Ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богоро́дицы монастырь - женский монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви, расположенный в Ярославле на левом берегу Волги.
Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором (в схиме Трифоном) на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толги. В 1987 году после почти шестидесяти лет закрытия вновь открыт как женский.


7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 вёрстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении образа Божией Матери дошла до Ярославля, откуда стеклось множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню была отстроена церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освятил её во имя Введения во храм Богородицы, внёс в неё образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же установил всегдашнее празднование явлению её в восьмой день месяца августа. В тот же день Прохор благословил при сей церкви быть монастырю и определил в него настоятеля-игумена.


Мозаика над входом в монастырь.


Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл) языках означает «птичье перо».


За стенами монастыря располагаются хозяйственные постройки.


За стенами монастыря.
В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.
В 1609 году в Смутное время поляки убили иноков Толгского монастыря[1]
В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм.
В 1654 году - второе спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построен Никольский храм, а в 1681-1683 годах - Введенский собор.
В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.


Памятная доска.


В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Тучков.
В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов). В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.
В 1893 году на территории монастыря была построена часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил император Николай II с семейством.
В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею в монастыре были проведены большие ремонтные и реставрационные работы под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).


Еще одна памятная табличка на Спасском храме, который во время Отечественной войны 1812 года был отдан под лазарет.


В 1928 году Толгский монастырь был закрыт советскими властями.
В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.
В 1988 году мощи Игнатия (Брянчанинова), обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.
В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Тучкова (Тучкова 1-го).
В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.
С 24 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в монастыре пребывали икона, частица мощей и ковчег с башмачками святителя Спиридона Тримифунского, которые были доставлены в монастырь с Корфу.


Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная). Построена в 1893 году на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.


Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)
Построен в конце XVII - начале XVIII века. Престол: главный - в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.


Элементы храма.


Свято-Введенский собор, построен в 1681-1683 годах. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 года (большей частью восстановлена). Престолы: главный - Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный - Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.


Мы еще поднимемся на эту колокольню.


В монастыре 160 монашек если я правильно понял и это по этому критерию самый крупный женский монастырь в России.


Деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя был построен в середине XVI века после посещения монастыря Иоанном Грозным. В числе подарков, сделанных царем в благодарность за исцеление у Толгской иконы, был Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона стала святыней монастыря и почиталась как чудотворная.


В монастыре разводят Мейн кунов и они тут чувствуют себя вольготно.


Небольшой, одноэтажный каменный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя поставили в 1710 годах. В убранстве его фасадов использовали лепнину и скульптурные элементы. Купол храма увенчан девятью главами: одной большой и восьмью маленькими.
Первоначально на южной стороне храма был устроен придел в честь Воскрешения праведного Лазаря. В 1793 году он был упразднен по ветхости, а в 1798 году усердием графа А. И. Остермана возобновлен и освящен в честь святителя Димитрия Ростовского.
К церкви с западной стороны был пристроен двухэтажный корпус, который называли больничным: в нем с 1757 года жили нуждающиеся в уходе отставные офицеры. В 1798 году здесь разместилась монастырская больница.


Мешаем мы его жизни спокойной явно:-))


В 1806 году в Спасском храме расположились классы Ярославской духовной семинарии, а позднее - уездно-приходского училища. В 1836 году обветшавший больничный корпус вернули монастырю. При ремонте здания второй этаж был разобран.
В 1880 году Спасский храм реконструировали, пристроили к нему новое крыльцо. С 1888 года здесь находились подсобные службы: трапезная, кухня, посудная, хлебопекарня.
В 1911 году в храме был произведен ремонт - стены покрашены масляной краской, каменные полы заменены деревянными, купола покрыты алюминием. В церковь вели два входа - парадный и обыденный, со стороны больничных палат.


Колокола.


На месте погребения сорока шести иноков, погибших от рук польских завоевателей в 1609 году, долгое время стоял памятный камень. Братскую могилу посещали паломники и увозили отсюда горстки земли, считая ее святой.
На средства наместника монастыря архимандрита Германа (Ханова), и насельников в 1893 году над братской могилой была установлена часовня.


В 1911 году ее расписали и пробили в стенах два окна. Внутри находилось распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. На мраморных плитах написаны имена погибших братьев.
В летнее время в часовне служат панихиды, в зимнее - в Крестовоздвиженском храме.


Вдоль аллей расположены стенды, которые рассказывают об истории монастыря.




Фото 29.


Некрополь на территории монастыря.


В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: "Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского".
В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.
Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.


По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его "подняли" на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.
В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.
К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.


Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и - в составе артели Гурия Никитина - церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.
Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.
Среди других известных имен - Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные - молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.


В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это "новаторство" с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что "... власть духовная преболе светской есть".
В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 - алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей


Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам "Отче наш" и "Символ веры"; пятый описывает "Страсти Христовы", шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из "Сказания...".
В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы - "по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде". Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.


И еще стенды с историей.


Схема расположения зданий монастыря.


И их названия.


Стенд рассказывает о делах монахинь.


И о праздниках.


В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются "по тем же чертам". Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.
"Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции", - к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.


Вид на другой угол монастыря.


Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)


И снова Свято-Введенский собор: под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.
В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.


В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: "Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости..."
Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.


Специалисты "Ярреставрации" в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.
В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.
7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.
В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.


Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.
В 1996 году между трестом "Ярреставрация" и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.


В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача - максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.


В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма. 25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.


Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
Построен в 1672 году. Престол: главный - в честь святителя Николая Чудотворца. Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.


Во второй половине XVII века при возведении каменной ограды был построен парадный въезд в монастырь - Святые ворота. Со стороны Волги к проезду примыкали две круглые башни. При игумене Гордиане на средства ярославских купцов Семена и Ивана Матвеевых-Сверчковых в 1672 году строительство ворот с надорванным храмом было завершено. В 1684 году на пожертвования Н. Я. Львова была сделана южная пристройка к воротам. В 1691 году, когда артель художника расписывала Введенский собор, украсили живописью и стены ворот.


На втором этаже над сводчатым проездом ворот располагалась квадратная в плане одноглавая Никольская церковь, состоявшая из основного помещения, трапезной и алтаря.
В XVIII веке переделали окна храма, изменили облик фасадов. В 1815 году первоначальное шатровое завершение заменили на шестигранное со шпилем. В церкви был позолоченный пятиярусный иконостас. Во время пребывания в монастыре архиереев храм была домашним при архиерейских кельях.
С конца 1920 годов церковь использовалась для нужд новых хозяев монастыря, в 1930 годах - под жилье. Проезд со стороны Волги был заложен кирпичом. В нем устроили гараж.


В 1990 годах Никольский храм восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него были переданы Ярославским музеем-заповедником.


Арку Святых ворот расписала бригада мастеров А. Сурикова, реставрацию сохранившихся фрагментов стенописи выполнили специалисты ООО ЯХМ "Реставратор".
Никольский храм освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 16 мая 1997 года.


Во время реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарной стене появилось изображение семьи последнего императора России - Николая II, выполненная к ее канонизации.


А мы позже пойдем сюда.


Элементы Свято-Введенского собора.


Мозаика


Здесь так же есть стенды с новейшей историей монастыря.


И с архивными фотографиями.


Фото 63.


Фото 64.


Во всем видна женская рука. если я правильно понял, то и мужчины тут тоже могут работать, но проживают они за пределами монастыря.


И ведь это еще не распустилось в полную силу...


Табличка на Никольском храме.


Деревянная часовенка.


А мы выходим через врата к реке.


Дальше с этой стороны стены мирская жизнь.


Вход в монастырь.


Мозаика


И еще


И элементы лепнины у ворот, где в сове время устроили гараж:-((


А мы идем в собор...


Спасский храм.


Оглядываемся с первого яруса колокольни.


Купола Свято-Введенского собора.


Колокол и лестница на следующий ярус.


Вид сверху на надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая


Фото 87.


Вид сверху на Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)


Крупнее


Пруд с черными лебедями.


Хозяйственные постройки за стенами монастыря.


Колокола.


Общая фотография экскурсантов: Владимир Барсук, Артем Попов, Светлана Капанина,..., Михаил Скворцов и ваш покорный слуга...


Фото 98.


Мы все выше и выше...


Река совсем рядом. На следующий день мы смогли полетать над монастырем.


Тут бы расчистить выход к реке...


Чуть левее кедровая роща.


Крест над куполом Свято-Введенского собора.


Фото 108.


Убранство собора внутри.


Мозаика над выходом в кедровую рощу.


И по бокам от выхода...


Фото 115.


Памятная табличка...


Под завершение нашего визита стало темнеть и пошел дождь. Но мы не могли пройти мимо черных лебедей, которые живут на пруду.


Фото 120.


Я надеюсь, что судьба еще не раз приведет меня в сию обитель...

ярославль, 2019, монастырь

Previous post Next post
Up