(no subject)

Dec 27, 2012 17:38

Знаю, что многие выражают немой или плохо произносимый упрек, будто бы «Бог=Жизнь» у меня выходит словно бы какое-то множество. Совокупность всего что хрюкает. Что, мол, если всех людей, комаров и поросят сложить, то в итоге Бог и получится. Нет, конечно. Бог, конечно, не сумма всего сущего. Знаю, что некоторые граждане даже готовы обрушить на меня молотом страшное слово «пантеизм», уверенным тоном присовокупив к тому, что церковь это тоже выявила и обличила. Хотя, нас тоном не прошибешь, естественно не выявила и не обличила, так как к моменту возникновения философских пантеистических мировоззрений, у церквы мозги уже совсем съело. Там ни обличать ни выявлять было по-просту некому. Православный делает такой небрежный вид, а, мол, знаем, слыхали, обличили уже давно, и ручкой так делает, словно говно вопрос, «ничего нового», не то что евтихианство с пелагианством, где потребовалось вышшего святоотеческого разума, а пантеизм этот простые светлые батюшки сапогами забили каждый у себя на приходе. Но неважно, что они там думают, но это не то, о чем они думают. Да и думают ли они вообще.
Бог, естественно, не сумма всего сущего. И даже не сумма всех бывших и будущих сущих, хотя все они в Нем.
Смертность накладывает на человеческий разум ограничение следующего свойства. Человеку очень сложно представить что-то не имеющего начала, и не имеющего конца. Проще говоря - нечто ненаучное. Поэтому и вопросы у него такие с детства - а сколько лет живет черепаха, а сколько - попугай, а какой возраст у вселенной? Человек совершенно закономерно реконструирует прошлое, пытаясь добраться до начала, никак не желая поверить, что его нет. Нет причины существования мира, потому что существование и есть причина явлений, из которых слагается мир. Последняя достоверность, о которой мы узнаем в любом явлении это то, что оно существует. Все, во что мы можем тыкнуть пальцем - оно существует. Нет ничего не существующего. Даже возникающая фантастическая мысль в момент своего существования - существует. Существует любое явление, но не все явления становятся творением, или как еще говорят: «реальностью». А только то, что премудро. То есть - разумно. Встроено в канву своего окружения, не создает никому помех. Разумность противоречит чудесатости, то есть ошарашиванию и гоп-шлёпу на голом месте за семь секунд. Поэтому мы говорим что Жизнь - Разумна.
Как мы уже говорили из-за ограничений, наложенных смертностью, для человека вообще странной и удивительной является мысль, что существование имеет место. Ну то есть как это. У несуществования, к примеру, причин быть, а точнее не быть, гораздо больше. Ну то есть нету, и все. А если оно есть, то оно непременно должно откуда-то начаться. Этот логический тупик возникает оттого, что несуществование во взрослой человеческой психике имеет приоритет. Представить себе что всё-превсё не просто существовало всегда, а что, следовательно, вообще никакого несуществования никогда не было - сложно человеку. При том что какое бы существование человек не рассматривал - даже просто плавающую в холоде материю - все равно сложно. Сколько же она плавает, почему не примерзла, и сколько ей еще плавать? Откуда-то она все равно вывалилась, к тому сравнительно недавно, раз она еще тепленькая.
Вопрос о существовании существующего и есть самый сложный для человека, свободно мыслящий атеист ли он, или прихожанин, которому на всю эту тему велели не думать. Кстати, вера в небытие, благодаря испорченности светлых батюшек, живет в прихожанине даже крепче чем в атеисте. Для атеиста это вообще не тема, а прихожанину втюхали что «векторное уклонение от источника» это значит ковылять «по своей воле» прямиком в небытие. А фигушки, бох дальше ада все равно не пустит по любви.
Самым простым и логичным для человека оказалось создать зазор между существованием этого мира, и существованием его существования. Зазор позволяет по крайней мере этому миру найти начало и предположить конец. Картина становится близкой к научной. Можно хотя бы рассматривать, описывать этот большой фрагмент, не парясь об изнанке. Проще говоря: чтобы лечить поцыента, лучше бы считать, что все видно и есть все, что есть.
Зазор предполагает совершенно отличное от данного инобытие, а сам этот мир возлюбленным испытательным полигоном. Оранжереей. Мне это категорически не нравится. Я бы зазору противопоставил дистанцию. Огромную, но неразрывную.
Оставляем пока в сторонке атеистов, и возвращаемся к нашим баранам. Вторым по сложности вопросом становится для них создание образа Бога. А для этого хотя бы сильно воображаемо представить себе такую вещь как «бытие Божие». Давайте обратим внимание, что человеку представляются, или воображаются легче такие вещи, которые гораздо нелогичнее тех, которые вообразить сложнее. Человеку очень просто представить себе, что ничего никогда не было. Сложнее представить, что ничего не было, и вдруг стало. И очень сложно, что все было всегда. «Не было и стало» является некоторым всеми признаваемым компромиссом между наблюдаемым и воображаемым. Представление «всего всегда» это не насилие над мозгом, а над психикой. Итак, чем дальше от наблюдаемого мы отъезжаем, тем сильнее начинает пошаливать логика. Мы определили давно, что логика есть фрагментирование интуиции, а интуиция нам в данном случае ничего не говорит, набрав в рот воды. Ей очень трудно отъезжать назад, дальше своего рождения, которое имеет начало. Итак, парадокс. Вокруг нас сплошное существование, но вечное несуществование, которое нам и не ведомо, нам представляется легче легкого.
Это касается и вечного бытия Божия. К тому же разумного, к тому же Единого. Человек проецирует себя на место Бога, и у него не выходит. Он - человек - разумен, более-менее один, цельный, и как вот так представить себя в далеком вечном прошлом он не знает. Должны быть папа, мама, бабушка с дедушкой, чтобы все это смотрелось логично. Человеку не ведомо небытие опытно, да и не может быть ведомо, но то, что его не было и не будет рано или поздно в этом мире он знает наверняка. И между тем вечная жизнь «вперед» человеку интуитивно совершенно понятна, несмотря на то, что «наука опровергает». А «назад» - нет. Непонятна. У всего должно быть начало. Или должен быть зазор, который объясняет начало «тут», а что «там» не наше собачье дело. «Другой мир» видится спасением разума.
Опытно мы имеем дело с изменяемостью и со смертью. Опыт нам говорит, что впереди некоторое совершенствование, постоянно обрываемое смертью, а позади палка-копалка и прочий примитив. А если отмотать миллиардов 15 назад, то и вовсе один голый космос с большими кусками редкоземельных элементов. И не исключено что пару миллиардов назад где-нибудь в Андромеде или Геркулесе с десяток инопланетных цивилизаций уже откинули копыта, и все поглотил красный гигант или сжег белый карлик, не то что следа на поверхности, а вообще голый вася. Так что есть толька мик, за него и держись.
Во всех смыслах убивает громадьё времени. Бог очевидно вынашивает разумные сложные формы, но перспективы их очень туманны, а с учетом того, что жизнь была всегда, а в масштабе «всегда» и 15 миллиардов лет это сущий пустяк и полное ничто, то роль во всем этом времени представляется совсем неясной. Вдобавок же ко всему место вечной и разумной жизни представляется насколько логичной, настолько же в равной степени невообразимой. Если вечность «вперед» нам понятна, то вечность «назад» не понятна абсолютно. И здесь придется признать, что мы что-то не понимаем во времени.
А, кстати, что оно вообще такое? Характеристика изменения местоположения. Одна из характеристик той самой жизни. И относиться к вечности можно двояко. Или считая ее бесконечно долгой протяженностью по примеру пространства, либо бесконечно длящимся «сейчас». Где никакого «было» в физическом смысле, конечно, нет. Итак, представить вечность нам мешает то, что у нас имеется свое начало. Свои «сорок лет назад». Для Безначального и Его «всегда» нет никаких миллиардов лет и сороков. Оно всегда «сейчас» и не имеет тени перемены.
Такое вот постоянное бытие без всяких миллиардов это нам понятнее. «Одним днем». Остался вопрос сознательности и разумности такого бытования. Но вот это даже не вопрос. У православных, как мы от них слыхали, все творится «из ничего». Но как мы поняли, никакого «ничего» просто нету, и никогда не было. «Ничего» это абстракция человеческого разума, а точнее даже - падшего святоотеческого разума. «Ничему» в бытии просто неоткуда взяться. Все живое сознает себя живым, имеет сознание. Также все в свою меру разумно. Но для православных, из которых эволюционным путем вышли атеисты как боковая ветвь православия, «разумом» считается пощщитать денюшки и надуть соседа так, чтобы в суде все было по бумагам чисто и честно. Других признаков разума, сильно отличимых от разума пчел и бобров обнаружить сложно. Ну да - несколько форсированный навык передачи знаний, если уж быть справедливым к чилавечеству. Тот самый выход за пределы «дня сегодняшнего», с которого и начинается его увечное богоподобие, и от которого ему по сию пору никакого проку.
Итак. Жизнь, как мы знаем, есть природа Бога. Но персонализация Бога начинается с творения Богом сущих. Иных. Разумность одна из характеристик Жизни, которая не является, впрочем, «высшей». Это человек решил, что раз он научился считать, составил таблицу, и изобрел линейку, то достиг небывалых высот. Отсюда же его представление о Боге как о высшем Мозге. «Высшим», между тем, в Боге является Его «День открытых дверей», то есть «День сегодняшний» для всех, имеющих начало. Отсюда и повторено Христом, что: «вы - боги».
Итак, вечность, это не «бесконечно долго» и не безвременье, но непрестанный «день сегодняшний». Обиталище Жизни. Жизнь была всегда, будет всегда, не имеет начала и конца. Если всё-всё-всё - есть, то логически бессмысленно искать времени когда всего этого не было. «Нету» это абстракция, с которой играет наш разум в виду ограниченности жизни человека. А жизнь это то, что всегда есть, как «статика», как «Божий покой», в динамике волевого творения имея попутчиком протяженное время и узнаваемое пространство. Умозрительно можно разделить все это на «мир тварный» и «мир Божий», и отобрать у Бога тактильную связь с миром, оставив Ему лишь пульт. Это хорошо для культа, для переклички монологами, но плохо для диалога. И когда мы говорим что Жизнь это природа Бога, мы отмечаем, что Бог разделяет с нами нашу судьбу. И при этом жизнь наша автономна, ничего у Бога не отбирает, и ничего не привносит.

Потом еще как-нибудь.

жизнь, природа Бога

Previous post Next post
Up