May 27, 2011 20:01
Общеизвестно, что невозможно доказать истиность системы методами самой системы. Поэтому математика не может обойтись без аксиом. Недоказуемых самой системой - ее же оснований. Аксиомы это то, что должно приниматься как очевидное. Аксиомы формальной логики так же не доказываются, как и аксиомы математики. Ими доказывают. Доказать же их истиность невозможно методами самих логики и математики. Нельзя доказать что 2х2=4, это просто заучивается, это принимается без возражений, ради того, чтобы можно было доказать, что 12х12=144. Это понятно, и это очевидно. Это и есть «дваждыдва». В христианском богословии нет аксиом, в очевидной очевидности которых не возникало бы вопросов. Догматы не играют роль таких аксиом. Таким образом в христианском богословии человеку совершенно не на что опереться, если исключить пафосно- пустое «на Христа», «на помощь Божию» и пр. Это только в христианских сказках благочестивые христиане все решают запросто «помолясь».
Догматы не аксиомы, хотя по задаче должны бы такими являться. Христологический догмат как был, так и остался недоказанной теоремой, условия доказательства которой, изначально были неверно сформулированы. Его доказывали, доказывали, запутались, да так и забросили в недоделанном виде, объявив что там побывал Святой Дух и того достаточно. «Тринитарный догмат», то есть символ кредо, больше определяет метод познания - веру - чем объект познания, то есть так же не является аксиомой. Но это тоже самое что признать, что в основе признания верности любых доказательств лежит интуиция. Значит символ веры это утверждение метода, необходимости создавать аксиомы, руководствуясь верой. Но никакого «тринитарного догмата», естественно, нет как догмата.
Было благое желание создавать аксиомы. Но так и не исполнилось (догмат иконопочитания и пучок католических догматов не станем даже рассматривать ввиду полной несерьезности содержания).
Христиане с самого начала толи стеснялись, толи искренно не понимали, что нужно договориться вообще-то об очевидном: в какого Бога они верят-то? Одни «верили» в Треугольник, другие в еврейского Яхве, но и те и другие считали (а были и третьи, и четвертые..), что уж про Бога то они все знают и так. Как Киса Воробьянинов немецкий язык, ну это я знаю. Бох он есь бох, чо об нем говорить… Свет, и все такое, Абсолют, короче, и Трансцедент. Объект не подлежащий положительной формулировке.
Как верно заметил Алексей, христианство подменилось христианским монотеизмом. Сугубо языческой религией поклонения власти. Культом абсолютной власти, разбавленным христианскими мотивами снизу. Монотеизм, в общем-то философский термин, не религиозный. Но прижился. Христианские философы объявили его достижением человеческой мысли и человеческого духа. Бог наконец-то был выведен в Зазеркалье Запределье. Что Бог не имеет по природе ничего общего с миром - для этого имеется прилагательное - Трансцедентный. Давайте сделаем его существительным? Кто нам не позволит. Итак - Трансцедент. Не хуже Тетраграмматона.
Трансцедент «живет» там, где нет ничего что тут, и не может быть назван ничем, что тут имеет названия. Как мы ранее уже говорили, это роднит «веру» в Трансцедента с уверенностью в том, что теория доказательств, грубо говоря, поможет понять откуда взялись основы математики. Почему верны аксиомы. И в то же время - почему их использование может привести к парадоксам. К противоречиям.
Освежим память, вспомним классический пример парадокса: «я всегда лгу (- лгун)». Противоречия тут, как и в случае с брадобреем образуется по какое причине?
«Бреющий всех тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами - брадобрей». Считается, что тут проваливается множество. Я думаю, что тут неверное условие. В деревне нет брадобрея - верный ответ, он не может быть помещен в множество. Как не может быть число одновременно четным и нечетным. И «я» не может быть помещено в множество, потому как находящийся внутри системы не может себя оценивать - другой верный ответ (единица не скажет о себе «я равно двум», не имеет на то права).
Трансцедент нужен для «высшей правды». Для той самой, когда единица равна двум число может быть четно-нечетным. Остается последний вопрос - а является ли такая правда - правдой.
Аксиома что Бог есть Жизнь, освобождает человека от ложных исканий.
достаточное основание,
природа Бога