97 лет назад Лев Термен изобрёл музыкальный инструмент терменвокс. У инструмента была очень насыщенная биография в 20 веке. Но в начале 21-го профессиональных музыкантов, выступающих с ним, совсем немного. Несколько лет назад правнук Льва Сергеевича, 25-летний Пётр Термен, занялся популяризацией изобретения предка. Хотя сам молодой музыкант слово «популяризация» не признаёт. Он считает, что работает над имиджем терменвокса и возрождением аутентичной терменвокс-культуры.
Пётр Термен выступил
15 февраля на открытии проекта
«Слово в искусстве» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Он рассказал о планах по возрождению наследия прадеда, необходимых для терменвоксиста навыках и неблагополучном состоянии профессиональной терменвокс-музыки.
Пётр Термен, Терменвоксист, поэт, организатор фестиваля терменвокс-культуры, руководитель Школы терменвокса и создатель первого русскоязычного портала о терменвоксе Theremin Times :
Россия дала миру не так много музыкальных инструментов: балалайка, гусли и терменвокс.
____________________________
Исполнитель на терменвоксе изменяет ёмкость невидимого электромагнитного поля. Когда изменяется ёмкость, изменяется и высота тона. Исполнитель перемещает руки в воздухе возле металлических антенн, левая отвечает за громкость, правая - за высоту звука. Это похоже на гриф и смычок скрипки, только здесь - воздух.
____________________________
Исполнителей на терменвоксе в России называют терменвоксистами. За рубежом - thereminist, так как инструмент там называют просто нашей фамилией - Theremin.
____________________________
Любому музыканту нужно понимать некоторые законы физики. Звук - это тоже физика. У терменвокса есть свои индивидуальные особенности, как у любого музыкального инструмента. Но знания и способности, которые необходимы для того,чтобы стать скрипачом, к примеру, нужны и терменвоксисту.
____________________________
Лев Термен создал не просто музыкальный инструмент - он создал новую эстетику. Управление звуком движениями рук в пространстве - очень тонкая и непосредственная связь со звуком. Это трудно переоценить.
Альберт Эйнштейн сравнивал момент изобретения терменвокса с тем моментом, когда человек изобрел струну. Это переломный момент в изменении человеческой культуры, взаимоотношения со звуком.
____________________________
Терменвокс был популярен на протяжении всей своей истории, просто в разных направлениях. 1920-40-е - это классическая, популярная музыка; 1950-60-е - поп-музыка, джаз и музыка кино; 1960-80-е - рок и экспериментальная музыка, 1990-е - это ностальгия по 1950-м. Потом появился интернет. Он очень сильно популяризировал инструмент, но не добавил адекватного восприятия и понимания терменвокса.
____________________________
Вообще слово «популярность» довольно относительное и чаще касается массовой культуры. Ну, к примеру, не думаю, что большая часть населения планеты знает, кто такой Сергей Рахманинов.
____________________________
Для меня важно, чтобы терменвокс устоялся как серьезный музыкальный инструмент в современном пространстве. И, в этой связи, популяризация, скорее, мешает нормальному имиджу. Инструментов десятки тысяч, а более-менее пристойных исполнителей десяток, концертных терменвоксов, которые соответствовали бы уровню терменвоксов Льва Сергеевича, нет.
Click to view
За рубежом проводят слеты энтузиастов терменвокса, но профессиональных фестивалей нет. Конкурсов тоже нет, поскольку современные терменвоксисты в основном опасаются объективной оценки и сравнений, предпочитают дружеские тусовки.
____________________________
Я создал веб-ресурс Theremin Times, на котором публикую информацию и свои интервью с исполнителями из разных стран. Таким образом, я думаю, что общался с большинством исполнителей, существующих сегодня. В этом году пройдет 7-й фестиваль терменвокс-культуры «Терменология», который проводит наша семья, и его гостями становятся наиболее интересные исполнители, в том числе и зарубежные.
____________________________
Инструментов подобных терменвоксу больше не появилось в истории человечества. Здесь я бы разделил терменвокс Льва Термена и последующие инструменты типа терменвокс, которые использовались в рок и поп-музыке, был даже имитатор терменвокса таннерин (он звучал, к примеру, у Beach Boys) - именно его звучанию пытались подражать некоторые терменвоксисты из 1990-х.
Концертные модели, созданные Львом Терменом для себя и своей дочери Натальи, сохранились, но требуют бережного восстановления. Основным препятствием для этого являются вопросы финансового и юридического характера.Поддержки государства или частных лиц никогда не было, поэтому это исключительно наш частный семейный проект.
____________________________
Разница между терменвоксом и синтезатором примерно такая же, как между Facebook Messenger и живым общением.
____________________________
Первое непосредственное общение с инструментом у меня состоялось в 2010 году. Моё формирование как терменвоксиста начало происходить в детстве, с голоса терменвокса под руками Льва и Натальи Термен. Очень многое из классической музыки я услышал впервые именно на терменвоксе. Наталья Львовна работала вместе с дочерью, Ольгой Термен, над весьма обширным репертуаром. Это не могло не повлиять на мое звуковое восприятие терменвокса. А это один из основополагающих моментов для понимания инструмента.
Click to view
Но, если говорить про обучение, учился я, скорее, самостоятельно, хотя и консультировался у бабушки и мамы - Натальи и Маши Термен. Это дало мне аутентичный базовый подход к терменвоксу, но у моей техники есть свои особенности, появившиеся в процессе работы с инструментом.
____________________________
Терменвокс - это довольно сложный музыкальный инструмент. Играть на терменвоксе не может научить ни одно высшее учебное заведение мира. Для исправления этой ситуации мы создали Школу терменвокса.
Для меня важно, чтобы правильное восприятие терменвокса сформировалось именно в России. Я очень благодарен фирме Мооg, старейшему западному производителю синтезаторов и терменвоксов, за предоставление инструментов для проектов Школы терменвокса в России.
В Школе обучают детей и взрослых, мы проводим воркшопы на фестивалях и создаем различные проекты - например, оркестры терменвоксов в Москве и Петербурге.
____________________________
Когда я начал заниматься терменвоксом профессионально, вначале меня не вполне понимали, и мало кто верил, по правде говоря, что это может стать направлением, которым можно заниматься серьезно, а не факультативно. Но сейчас вроде бы вопросов нет.