Слушайте, давайте сегодня про что-нибудь приятное, а? Про секс, про природу или про шоппинг…
Вот, да, про шоппинг.
Шоппинг - это круто. С этим не спорит никто. Хотя все почему-то постоянно спорят, удовольствие это или болезнь. Или удовольствие, переходящее в болезнь, потому что и то, и другое может быть круто, ага. Но не смотря ни на что, быть шопоголиком - это тренд. В США больше 10 миллионов человек признают себя клиническими шопоголиками. Создаются общества поддержки людей, страдающих от покупательной зависимости. «Здравствуйте, меня зовут Света и я люблю покупать всякие клевые штуки… - Привет, Света, мы тоже это очень любим!»
Но давайте начнем с того, что просто разложим мух и котлеты по разным тарелкам.
Сам по себе шоппинг - это не кайф и не болезнь. Это факт счастливой встречи субъективно значительной суммы денег, объема времени и количества магазинов. Если ты после работы зашел в ларек за молоком и картошкой - это просто покупки . Шоппинг - это когда ты берешь пачку дензнаков / пластиковую карту и к вечеру возвращаешься с пакетами. Причем (внимание!) он бывает разный, как минимум трех видов.
• Рациональный
• Эмоциональный
• Патологический
И отличаются эти виды не по твоим действиям (ходишь, смотришь, пробуешь, меряешь, покупаешь - все едино), а по
их мотивации и механизмам принятия решений.
Чуть подробнее.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ шоппинг призван сократить время на покупки. А значит - купить все, что нужно в одном месте и в одно время. Вы выходите с тележкой на стоянку своего автО и разгружаетесь в багажник. И так сколько нужно раз.
Что происходит в это время у вас в голове? Да примерно то же самое, что и при любой другой деятельности, которую нужно организовать быстро, четко и оптимизировав ресурсы. Передний мозг с опорой на орбито-фронтальную часть коры (регулирующей активность нейронов в зависимости от важности принимаемого решения, определяющей приоритеты и строящей иерархическую пирамиду) просчитывает варианты и выбирает оптимальный. Если нужно сравнивать близкие по сути решения - например, выбирать между двумя брендами в одной продуктовой категории - включается маааленький участок правой теменной коры, в котором и принимается решение. Если нужно, передняя часть поясной извилины запоминает то решение, которое оказалось для нас наиболее выгодным.
Все.
Все рекомендации женских журналов про шоппинг -
• заранее составить список покупок,
• выяснить места скидок и распродаж,
• проложить оптимальный маршрут,
• взять с собой жену/мужа во избежание импульсивных покупок,
• брать с собой денег ровно по смете
- все это касается как раз этого технологичного варианта и призваны ни в коем случае не смешивать рациональный шоппинг с его эмоциональным собратом.
Ну, или в крайнем случае смешать, но не взбалтывать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ шоппинг не про покупки ни разу. Это шоу, такое же, как катание на каруселях и стоимость покупок - это просто цена входного билета.
И в голове у вас в это время происходит полный цирк с конями. Центр удовольствия перевозбуждается, посылая на периферию сигналы «Танцуют все!» Опиоидные нейропептиды заполошно мечутся, поднимая тонус вегетатики и создавая ощущение «вау, как клёво». Палеокортекс, доставшийся нам еще из древности, запускает нейропрограмму «первобытный охотник»: учащенное дыхание, пружинистая походка, горящие глаза - готовность выследить и настигнуть любую дичь.
На психологическом уровне это море удовольствия раскладывается на 4 составляющие:
1. Чувство условного всемогущества
Вы выходите на охоту в ТЦ. У вас на карте денег достаточно, чтобы купить любую из вещей, окружающих вас. Ну.. почти любую, но это не важно. Важно что - и эту, и эту, и эту… И еще вон ту. И тут услужливый мозг обобщает это на уровне ощущения: «я могу приобрести все». Простая бессознательная замена «любую» на «все» - и вы уже властелин вещной Вселенной, которая вас окружает. Не умом, но чувством - вы всемогущи.
А дальше - еще интересней. Наше «я» включает в себя еще и все «моё»: мысли, поступки, отношения, вещи. Красивое платье - не просто тряпка, это часть моего «я», моего образа, связанного с чувством удовольствия. Моё=я. Хотя бы частично. «Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».(Исход 20:17) Это не про жадность. Это - «не покусись на «я» ближнего своего». И если все это могло бы быть моим - представьте, как раздувается ваше «потенциальное Я»!
Кстати, именно поэтому так неприятно ходить по магазинам без денег . Потенциальное «Я» вместо ощущения всемогущества унижена и раздавлено: вокруг не просто не мое, а не способное стать моим, блин! «Не Я», окружающее меня, настолько грандиозней моего мелкого «Я», что скорей, скорей долой!
2. Калейдоскоп впечатлений
И вот мы в зале. Мы рассматриваем, трогаем вещи, ищем, находим. Новизна - сама по себе мотив. Человек реагирует на новизну, как хариус в горном потоке реагирует на движение: рывок/захват/удержание. А здесь на нас обрушивается поток новизны, калейдоскоп впечатлений, и центры, отвечающие за рефлексы охотника, бьются резонансе перевозбуждения, готовые рвануться, захватить и удержать. Адреналин в кровь, допамином по площади наведения…
3. Карусель идентичности
Ну вот, мы добрались. Примерка. Мы заходим в кабинку с ворохом вещей, прикидываем на себя, представляем себя в них, свой образ, отношения окружающих, ауру восхищения вокруг. Помним, да: моё=я? А потенциально мое = потенциальному я. И оно уже не просто грандиозно - оно потрясает своим разнообразием. Калейдоскоп образов, калейдоскоп отношений, их никогда не будет, но они уже готовы случиться, если я им позволю, разрешу, велю…
И акт слияния с новым потенциальным «Я» в момент, когда оплата проходит по кассе: я изменился! Кусочек моего нового «я-каким-я-буду-скоро» уже в фирменном пакете с логотипом этого магазина и чеком («Не потеряйте, можно заменить в течение 2-х недель, приходите ещё!»)
4. Новизна самопрезентации
Уже не шоппинг, но его ожидаемые последствия. Мы выходим в новом и ждем реакции окружающих. И опытные окружающие обязательно заметят, закатят глаза, заохают и спросят откуда. А как же, ведь завтра они придут в новом и это ваша очередь будет охать и спрашивать, закрепляя их новую идентичность сторонней оценкой. В момент, когда окружающие увидели и отреагировали - вы слышите щелчок, с которым ваше потенциальное «Я» встало в паз реальности.
Я говорил об одежде, но все сказанное относится к машинам, квартирам, авторучкам и продуктам питания. Тонкости меняются, а суть та же.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ шоппинг - главная пугалка нашего времени. Не ходи, Красная Шапочка, в лес, ты оставишь там много денег, наделаешь долгов, станешь красть, попадешь в тюрьму… На самом деле патологические шопоголики встречаются не чаще, чем патологические геймеры или патологические вруны. То есть - часто. Но это достаточно четко выделенная группа людей, которым нравится «быть в потоке удовольствия», и у которых «допаминовый взрыв» связан именно с этим состоянием.
Другими словами они - не вы.
Гораздо чаще и опасней для нормального покупателя проблема смешения рационального и эмоционального шоппинга, когда поход за покупками плавно превращается в калейдоскоп удовольствия с неизбежным похмельем. Потому что вы:
а) совершенно не собирались тратить столько денег
б) совершенно не знаете, что делать со всем купленным
в) мучаетесь совестью по поводу а) и б)
Хотя очень в глубине души вы, выходя за покупками, уже знали чем все кончится. Ах, не знали? Тогда зачем брали с собой все имеющиеся в наличии деньги? А, просто «вдруг чуть не хватит», ага-ага… И вовсе не для условного всемогущества, да.
Но с этой проблемой все просто. Разделяйте. Разделяйте шоппинг рациональный и эмоциональный. Готовьтесь к рациональному как просто к организованным закупкам необходимого.
И не отказывайте себе иногда в удовольствии шоппинг-шоу. Тогда ваш внутренний ребенок из мести не будет подкладывать дохлых мух к вам в котлеты.