May 23, 2013 14:31
«- …Жила была-девочка. Она росла в глубинке, и ей страшно хотелось попасть в «высший свет» - ну, хотя бы на бал, который дает принц. И вот однажды она обратилась к одной своей знакомой волшебнице…
- Бабушка, девочку звали Золушкой, да?
- Ммм… А я разве не сказала? Девочку звали Русалочкой, и жила она глубоко-глубоко в море, в подземном дворце…»
На первый взгляд, жизненные сценарии Золушки и Русалочки практически идентичны. Истории про девушек, ищущих «путь наверх». Просто одной удалось стать принцессой, а другой - только пеной морскою… Что в этой второй было не так? Или что она делала не так?
На самом деле не так было все. Это только на первый взгляд «Русалочка» - сказка о великой любви. По сути это сказка о великом предательстве.
И нет, предателем был не принц. «Ну как же, она спасла ему жизнь, она отдала ради него все, свой прекрасный голос, свой прекрасный рыбий хвост… А ноги у нее все равно потом болели!»
А вот так.
Русалочка - человек глубины. «Она жила в глубине…» Глубина моря? Глубина понимания? Глубина личности? Глубина отношений? Именно от этого ей приходится отказаться ради жизни в «высшем свете». Она сознательно отказывается от целого мира глубины ради жесткой «поверхностной» жизни. А еще она отказывается от своей главной сути - прекрасного голоса ради того, что котируется в свете - ради «двух неуклюжих подпорок», которые люди называют «прелестными стройными ножками»…
Рядом с этим предательством самой себя и своего мира сущей мелочью выглядят технические ошибки в отношениях с принцем. Провинциалка Золушка, милая карьеристка, которой абсолютно нечего было терять в движении наверх, многое могла бы рассказать принцессе Русалочке. О том, что если уж хочешь захомутать принца, то надо е г о провоцировать на подвиги, е м у давать себя завоевывать, а не наоборот. О том, что мужчины любят тех, в кого они вкладываются (и любят ли они что-то, кроме собственных вкладов?)
Но это уже тактика, и это уже не важно.
Предательство себя перекрывает все. В момент, когда ты отказываешься от себя ради любимого, ему просто становится некого любить.
«…Ах, я так счастлив! - сказал принц Русалочке. - То, о чем я не смел и мечтать, сбылось! Ты порадуешься моему счастью, ведь ты так любишь меня».
Конечно, он говорил не о ней.