Уильям Голдинг - Повелитель мух

Jun 01, 2022 15:16



«Повелитель мух» - одна из самых страшных книг на свете. Главный источник ужаса в ней - не неведомое зло, не чудища и людоеды, а человек, цивилизованный человек, а что еще важнее - ребенок!

Можно обозвать это произведение как угодно - антиутопия, аллегория, - но важнее тут не жанр, а суть. А суть предельно проста: трансформация человека (ребенка) в условиях необходимости бороться за выживание. И Голдинг потрясающе точно показал, как в таких обстоятельствах с человека, этого венца эволюции, довольно быстро слетает вся шелуха - образование, воспитание, культура, - обнажая голое звериное нутро.

- Правила! - крикнул Ральф - Ты нарушаешь правила!
- Ну и что?
Ральф взял себя в руки.
- А то, что, кроме правил, у нас ничего нет.

Война. На необитаемом острове в Тихом океане терпит крушение британский самолет. Выживает лишь группа малышей и подростков. Сперва они бесцельно слоняются во острову, набивают животы и не думают о том, что могут остаться здесь надолго. Постепенно выделяются два лидера - Ральф и Джек. Первого поддерживает толстый, страдающий астмой, но рассудительный и умный мальчик в очках, которому дают обидное прозвище Хрюша. Второй - староста церковного хора, имеющий авторитет и муштрующий своих хористов по армейскому типу. Устраиваются выборы, большинство отдает победу более здраво и логично мыслящему Ральфу. Джек и его хористы провозглашают себя охотниками. С этого все и начинается.

- Собрания. Очень уж мы их любим. Каждый день. Хоть по два раза в день. Все болтаем. Вот сейчас протрублю в рог, и увидишь - примчатся как миленькие. И все честь честью, кто-то скажет - давайте построим самолет, или подводную лодку, или телевизор. А после собрания пять минут поработают и разбегутся или охотиться пойдут.


Голдинг создал модель первобытного общества, в котором есть те, кто поддерживают огонь и заботятся о жилье, а также те, кто добывают пропитание. Есть две партии - партия мира и здравого смысла, нацеленная на то, чтобы все время следить за огнем и подавать сигнал проплывающим суднам, которые могли бы спасти маленьких робинзонов, и партия войны - охотников. Последние, познав дух свободы и приливы ярости, почуяв страх загнанной дичи и свою над нею власть, очень скоро становятся натуральными дикарями и, забыв о доводах рассудка, о спасении всех, образовывают на острове свое племя. Они, упиваясь властью и силой здесь и сейчас, на этом, только их, клочке земли, силой подавляют тех, кто противится их укладу жизни. Охота и доводящие до экстаза пляски - вот их жизнь, а огонь нужен вовсе не для того, чтобы спастись с острова, а чтобы жарить мясо диких свиней. В приливах экстаза дикое племя от истребления животных переходит к убийству людей, мальчишек-сверстников.

Важную роль в романе играет религия. На первых порах на острове распространяется слух про загадочного Зверя, который появляется по ночам. Слух пугает тех, кто помладше, сеет сомнения в сердцах тех, кто постарше, и постепенно превращается в миф. Затем, когда племя охотников забирает власть в свои руки, из мифа формируется культ Зверя. Во славу ему поют песни и устраивают ритуальные танцы, приносят жертвы, ему подают дар в виде отрубленной головы свиньи, насаженной на кол. Эта голова и становится Повелителем мух в воспаленном сознании страдающего от эпилепсии Саймона. И в столкновении с божественным проявлением Саймон в очередной из приступов узнает истину - зверь живет в них самих, в мальчиках. И еще произносится пророчество о скорой гибели того, кто познал истину.

- Я главный, - сказал Ральф. - Вы же сами меня выбрали. И мы решили следить за костром. А вы погнались за едой.
- А ты не погнался? - крикнул Джек. - У самого в руках кость!

Последние главы особенно страшны. Гибнет Саймон, забиваемый озверевшими детьми под влиянием оккультных практик. Гибнет Хрюша, сброшенный со скалы после попытки вернуть очки. А Ральф становится на место дикой свиньи - на него устраивается не просто охота, а облава по всему острову, с воплями, поджиганием джунглей.

В конце оставшихся детей спасают. Появляются британские военные, выступающие здесь в роли Deus ex machina, и корят одичавших детей, как могли цивилизованные британские мальчики забыть все человеческое? И охотники, и "дичь" рыдают, смывая с себя тем самым морок и вспоминая об утраченной детской невинности.

- Я боюсь. Я нас самих боюсь.

Очень пугающая книга. Очень. И очень точная. Уже сейчас люди звереют. А это им еще не надо прямо биться за выживание (я говорю не про Украину, где идут реальные бои)...

дети, зарубежная литература, прочитанное

Previous post Next post
Up