Не о любви даже, а о взрослении мальчиков и девочек, о поре-границе, которая отделяет юность от взрослости, снято немало картин и будет снято в будущем, потому что тема эта очень актуальна - не придумало еще человечество, как рождаться взрослыми (вынесем за скобки Бенжамина Баттона с его загадочной историей), как обходиться без процесса линьки, как научиться сразу все знать и уметь. Так вот фильмов об этом великое множество, но именно "Любовь" Тодоровского произвела на меня по сию пору самое сильное впечатление.
Очень неординарное кино во всем - в большом и в малом, очень какое-то распахнутое навстречу миру и юным сердцам, страдающим и переживающим, задающим острые и болезненные вопросы, ищущим на них ответы и в процессе поиска набивающим шишки и синяки, как физические, так и психологические, потому что, как правило, с другой стороны поиск осуществляют такие же незрелые, иногда несмелые, иногда ранимые и ранящие сердца.
Можно слегка пошалить и сказать, это этот фильм - первое российское руководство по пикапу, явившееся задолго до десятков американских ромков во главе с "Методом Хитча". Но, конечно, кино гораздо глубже и важнее, чем просто советы более опытного и более пробивного парня своему застенчивому другу. Это очень любовный, очень нежный, но вместе с тем и совершенно трезвый взгляд Тодоровского через призму героев Миронова и Марьянова на противоположный пол. Режиссеру здесь удалось искусно изобразить два полярных подхода: Вадик (Марьянов) относится к девушкам легко, полагая, что они нужны лишь для утех; Саша (Миронов) в каждой своей знакомой (и особенно в Маше) пытается узреть Женщину в высшем смысле этого слова - мать, жену, хранительницу очага, верную подругу, воплощение красоты всего мира.
Я некоторое время не мог понять, почему же фильм озаглавлен именно так, потому что в неустанном поиске созревающей юношеской плоти, взывающей к этому поиску всеми силами своих бурлящих и страстных соков и токов, не мог рассмотреть любви. А ее там и не было, а была лишь прелюдия - важная и неизбежная часть вселенского гона, который рано или поздно как раз приводит к нарождению любви или же к прекращению отношений. Каждый из двух друзей-героев сам для себя решает, что важнее - секс или любовь.
У Тодоровского, и это признак большого таланта, получилось не дать скатиться этому фильму (а такая опасность существовала), при всех его откровениях, в пошлость и низость, даже неоднократно смачно повторяемое в разных формах и сочетаниях слово "трахнуться" не вредит какой-то внутренней целомудренности картины, овеянной налетом грусти пополам с парами гормонов.
Какая здесь замечательная актерская игра. Особенно порадовали Миронов и Марьянов, делавшие тогда еще только первые шаги в кино, и их спутницы - Наталья Петрова и Татьяна Скороходова. И удивительно, насколько тот 25-летний (а выглядит лет на 17!) Миронов был уже нынешним выдающимся Мироновым. Все то же - и жесты, и пластика, и удивительная манера говорить так, как говорят герои произведений Достоевского.
Крайне рекомендую! И буду еще смотреть Тодоровского.
10 из 10