Леди Макбет Мценского уезда (1989)

Apr 03, 2014 15:00



Говорят, что на каждой вещи эпоха, в которую она создается, накладывает видимый отпечаток, даже если вещь сама по себе относится совершенно к другому периоду. Эта экранизация одного из самых известных произведений Лескова лишний раз подтверждает эту простую мысль.

Я понимаю, что в 1989 году, в разгар перестройки, в СССР была уже не только гласность, но, наконец, и секс в большой стране появился. Я понимаю, что интимную сферу жизни хотелось протащить не только в разного рода беседы, на улицы, в кухни и гостиные, но и на телеэкраны. Чего я решительно не понимаю, так это желания делать из, да, откровенной, но совершенно приличной, в духе 19 века истории, эротический фильм с ощутимым налетом порнографии. Многие сцены можно понять и простить, сославшись на желание режиссера Балаяна сделать самый жирный акцент на страсти, вспыхнувшей между работником Сергеем и купчихой Катериной Львовной. Но одна сцена заставляет испытывать к этой картине мощнейшее омерзение: работник, я извиняюсь, дерет в сарае барыню, а она потом, слегка оправившись, бредет по двору в раскоряку. Фу, гадость какая!

В очерке Лескова скука и страсть - две движущих силы повествования. Допустим, страсть Балаян при помощи Андрейченко и Абдулова изобразил, даже слишком увлекшись, а со скукой решили не заморачиваться особо: пусть Андрейченко побродит по дому, позевает по-идиотски, фарсово, ненатурально - и хватит! Ужас какой. Ведь Катерину Львовну-то на все ее грехи тяжкие, в первую очередь, толкнула скука, именно скука приготовила благодатную почву для прорастания страсти. Здесь этого нет и в помине.

Еще я не очень понимаю, зачем нужно все так менять вплоть до мельчайших, но очень важных деталей, как-то способ, которым Катерина спроваживает на тот свет свекра, как избавляется от мужа (вернее от его тела), куда дели "тяжелость" Катерины и зачем, наконец, придумывать симпатию и чуть ли не любовь Катерины к маленькому Феде, когда в тексте этого и в помине нет? Такое чувство, что сценаристы (Роман Балаян и Павел Финн) опирались на воспоминания о произведении со школьной поры или на не слишком подробный и аккуратный пересказ сюжета кем-то из знакомых.

Я долго думал, что единственный плюс этой, с позволения сказать, экранизации, - незначительный хронометраж, но потом понял, что и 80 минут на это - слишком много. Впрочем, справедливости ради, пара плюсов в этом фильме есть - хорошая музыка и финал (очень хорошо сделанный финал). Увы, плюсы эти на фоне минусов теряются, а на язык просится хлесткое определение: безобразие какое-то!

1 из 10

фильмы, русская литература, Лесков, человеческое скудоумие

Previous post Next post
Up