День Седьмого ноября - красный день календаря
Погляди в свое окно: все на улице красно!
Вьются флаги у ворот, пламенем пылая.
Видишь, музыка идет там, где шли трамваи.
С. Я. Маршак. (Круглый год. Ноябрь)
Старшее и среднее поколения помнят эти строчки, вероятно, лучше, чем "Отче наш". Молодежь - уже едва ли в курсе, о чем речь. Стихи были написаны в начале 50-х годов прошлого века. О христианстве и национализме тогда не думали. Было не принято, неприлично, порой даже опасно... Ожидалось скорое наступление всеобщего счастья. Раз в году шумно праздновалась годовщина Революции, открывшей эру потрясающих воображение перспектив...
Сегодня поколения "красного дня календаря" завершают свой земной путь. От прежней мечты не осталось камня на камне. "Там, где шли трамваи" - выстроился в многокилометровые пробки частный автотранспорт...
Времена давно изменились. Изменились и человеческие мечты. Многие успели побывать и "христианами" и "националистами", продолжая по привычке "отмечать ноябрьские". Не осталось в стороне и государство. Осенью 2005-го, если кто заметил, "красный день" немного сдвинули назад и нарекли Днем народного единства. Совпадение нового праздника с Днем Казанской иконы Божией матери было объявлено неслучайным. Считается, что восстановили трехвековую традицию, прерванную в 1917-м...
Москва. Красная площадь. Казанский собор. Построен в 1636-м году. Разрушен в 1936-м году. Восстановлен в 1993-м.
Фото с сайтов: moya-moskva.livejournal.com и www.msk-guide.ru
Когда-то этот церковный праздник можно было без всяких оговорок назвать - русским национальным. Царь Алексей Михайлович Романов сделал его государственным выходным днем в память об избавлении Москвы и России от иностранного управления. На руинах, оставленных многолетней смутой строилось новое государство с простой и понятной национальной идеей. Государство - русское. Русский, при этом, понимался - как православный христианин и царский подданный. Независимо от происхождения.
Стоит ли говорить, что сегодня это не так... О том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», предупреждал еще Гераклит Ефесский. Древний грек. С тех пор много раз проверено - работает...
За годы "пролетарского интернационализма" постепенно сложился современный русский язык. Слово "национальный" в нем теперь имеет устойчивый отрицательный оттенок, от которого почему-то уже невозможно отделаться. Из наших паспортов исчезли данные о национальности. Но национальное никуда не делось из души. Нет-нет да шевельнется... И у многих так...
В День Казанской иконы Божией матери русская молодежь XXI-го века часто идет не в Храм, а на "Русский марш". Это - мода последних лет. Что-ж, коли душа просит... Если подумать - вполне законная вещь. Ведь у прочих народов в Российской Федерации есть свои территории и свои столицы. Так почему бы не быть и "русским маршам", если русских в стране большинство?
Не знаю, как вы, а я так ни на одном из них не побывал. Хотя, вначале был интерес. Но чего-то не хватило. Чего же?
Сложно сказать...
Может, ощущение того, что на этом "празднике жизни" не очень похожие на нас народы, веками живущие под русской крышей, автоматически записываются в чужаки? А может, виноват глобализм? Когда самые медвежьи углы планеты становятся проходными дворами. И уже выработан и навязан новый кодекс поведения... Например, принято говорить "я из Германии", а "я - немец" - уже не комильфо...
Нет, все это - не то...
Скорее всего, мне не по вкусу современные националисты. Другое дело - XIX-й век... Тогда, например, один известный славянофил писал в письме другому: «Без православия наша народность - дрянь. С православием наша народность имеет мировое значение». Жесткая формула, не правда ли? Но весь XX-й век доказал точность этого утверждения. Вслед за славянофилами я отчетливо чувствую, что мне не очень-то и хочется становиться националистом в нехристианской России.
6-й по счету «Русский марш», 2010-й год. Москва. Район Люблино. Фото с сайта: mmet.livejournal.com
А может, для христианина это и вовсе не важно? Ведь согласно апостолу Павлу - во Христе "...нет ни Еллина, ни Иудея", а так же "... варвара, Скифа, раба, свободного..." Может национально-патиотические чувства всего лишь греховный языческий пережиток? И его следует в себе задавить?
Как знать...
Но все же не стоит начинать с конца. Что я имею в виду? А вот что.
Однажды, путешествуя по Сербии, на воротах монастыря в Милешеве я прочел напечатанный крупными буквами плакат под которым стояла подпись местного архиерея. В переводе с сербского там было примерно следующее: "Дети, вера наша учит о том, что любовь должна быть во-первых к Богу, затем к ближним, Церкви, Отечеству". В иерархии ценностей, как видите, Отечество оказалось на последнем месте. (И это в Сербии, только что пережившей подряд две войны!) Последнее место, конечно - не самое почетное... С другой стороны, само присутствие в таком коротком списке кое о чем говорит...
Южная Сербия. Монастырь Милешево. Входные ворота. Фото автора.
Выходит, любви нужно учиться постепенно. От простого к сложному. И почему бы не начать именно с Отечества. Того, что нас окружает с самого начала жизни. Что мы называем родным... Языка, культуры, природы, истории... Наша жизнь - иерархия. Смыслов, общественных институтов, чувств, знаний... Как можно читать, не зная азбуки?...
Старая обложка учебника русского языка дя второго класса средней школы.
Что же говорить о большем? Например, у апостола Иоанна Богослова читаем:
"Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Допустим, на словах, мы, как христиане, ради высшей любви готовы поступиться в пользу ближнего своим личным или национальным достоинством. Поступиться - значит распорядиться. Но распоряжаться можно только тем, что имеешь.
Мы часто на словах распоряжаемся деньгами и имуществом богатых соседей или знаменитых олигархов. Мы с радостью готовы отдать в государственный бюджет или абстрактным бедным чужие миллионы и миллиарды. Но ведь от этого никому не стало ни тепло ни холодно. Даже на полградуса...
Однажды, Христа, говорившего о любви к ближнему, некто перебил вопросом:
"а кто мой ближний?" Ответ был не из самых ожидаемых. Прозвучала притча о добром самарянине.
Сегодня, когда и мiр и наша страна изменились, настолько, что цвет "красного дня календаря" уже едва различим, мы снова нуждаемся в точных ответах на вопросы...
Вот вам напоследок, небольшая история, произошедшая на днях лично со мной.
Это случилось по пути на работу. Как и всякий москвич, спешащий к метро, я проходил сквозь строй лотков с фруктами, зеленью, цветами и чем-то китайским. На мокром осеннем тротуаре уже появился тонкий слой жидкой грязи цвета молочного шоколада. Грязь приехала на колесах мелкооптовых грузовиков. А обувь спешащих горожан постепенно доработала картину. Громкая и непонятная южная речь органично дополняла впечатление... Идеальная атмосфера для москвича, настроенного порассуждать о любви к своему городу и Отечеству...
В тот момент я, как раз, и был тем самым москвичом. На пике хмурых осенних размышлений в моем фокусе оказался... негр. Настоящий, лиловый, как из старого романса. Один из тех, что некогда были так любимы в СССР и презираемы на Западе. Оно и понятно, там они были "ближними" (в христианском смысле), а у нас практически не водились. Сейчас, правда, времена изменились, и там негры охраняются государством, а нашему обществу они глубоко параллельны. Небезразличе демонстрируют разве что футбольные болельщики, норовя шутки ради попасть с трибуны в черного легионера бананом.
За годы жизни я неплохо изучил свои психоэмоциональные особенности. И уверен, мое лицо исправно отразило размышления о нелегкой судьбе Отечества. Тем не менее, негр бесстрашно приблизился и обратился ко мне с речью. Из мультиязычного звукового сумбура я догадался, что темнокожему парню от меня нужны деньги. Он поймал мой изучающий взгляд и как смог объяснил, что голоден и мечтает о покупке копченой курицы в ближайшем супермаркете. Впечатления нищего он не производил...
Не знаю откуда (может ангел шепнул) моей головой овладела мысль, что чувство острого голода может испытать и вполне прилично одетый человек. А Христос умер не только за нас, бледнолицых, но и за желтых, красных... ...и конкретно за этого черного, как антрацит, джентльмена.
Я молча протянул ему сто рублей. Благодарно приняв банкноту, он изрядно удивил меня своим ответом.
Огромные африканские губы произнесли на чистейшем немецком: "danke schön" (премного благодарен).
В метро я спустился в прекрасном настроении.
Почему?
Может, распробовал вкус подлинного национализма?..
Один из самых русских художников второй половины ХХ века Константин Васильев.
Работы: Отечество, 1976 г. и Старец, 1968 г.Фото с сайта:
http://varvar.ru Статья опубликована в приходской газете "Фавор"
Храма Святителя Николая Мирликийского в селе Никулине Истринского района Московской области,
в номере за ноябрь 2012 года.
http://hramnikulino.ru/index.php/gazeta-favor