Информация или общение.

Feb 04, 2004 22:54

В последнее время все чаще и чаще происходит такая история: возникает какая-либо тема для обсуждения. Перед тем, как писать о ней, ввожу ключевые слова в LJ Search, и нахожу там обсуждения этой темы. В результате вместо нового поста появляются несколько новых закладок ( Read more... )

мысли, люди, общение

Leave a comment

Re: попробую ответить как профессионал :-) nadjyshka February 4 2004, 15:46:56 UTC
я провожу пары следующим образом: постановка задачи, поиск путей решения известными способами, демонстрация их несовершенства или невозможности решения, информация о средствах решения (хотя я об этом, по-моему, уже рассказывала тебе).
строить так занятия можно. На определенном этапе. Когда студент владеет определенными навыками (сегодня второе высшее пол-пары выясняло, как, строя вложенные функции, вернуться на уровень вверх. Им просто не показали, что надо щелкнуть мышкой на названии той функции, с которой хочешь работать. Это мелочь, но на нее потрачено было много времени. Если б это показали вовремя, они могли бы с большей эффективностью потратить это время на изучение других функций). Это как в дистанционном обучении :-)), нельзя дистанционно учить человека компьютерной грамотности, согласись. Существует тонкая грань между необходимым и достаточным (или лишним) уровнем объяснения. Причем эта грань различна для разных студентов. Когда один понял уже с постановки задачи, о чем идет речь, а второй не поймет, что от него требуется. Вот в этом случае идеально самостоятельное (консультационное, дистанционное) обучение. Я читала, что в американских вузах подобная система - слушатели получают заранее тему, работают над ней, потом выясняют нужные вопросы с преподавателем.

А по поводу компетентности - супер просто!
но это определение профессионалной компетентности, вернее одной их ее составляющих.

Что есть информационная компетентность - науке пока неизвестно :-))

(а ты педагогикой не пробовал заниматься? :-) может дать почитать что-то интересное? :-) например, часть диссера, посвященного компетентности....:-) :Р )

Reply

Re: попробую ответить как профессионал :-) ifyr February 5 2004, 12:59:07 UTC
Есть разница между обсуждением и поиском решения путем дискуссии, и заданием разыскать варианты решения проблемы в справочной системе. Дать на это несколько минут, после чего выслушать предложения. Насколько я понял, у тебя это проходит немного не так.

Насчет информационной компетентности -- есть у меня чувство, что в ближайшую пару лет мы с наукой узнаем, что же такое информационная компетентность :)

Педагогикой? Я? Вряд ли мы с педагогикой друг другу подходим. Я просто высказываю кажущиеся очевидными идеи. Думаю, в педагогике все это давно должно быть известно, и интересно было бы узнать результаты вместе с недостатками этого метода.

Reply

Re: попробую ответить как профессионал :-) nadjyshka February 5 2004, 13:49:59 UTC
По поводу справочной системы, я попытаюсь объяснить. Дело в том, что справка помогает только в определенных случаях. Если нужно найти средство решения, а методы решения известны. Например, не рассказав, что такое функция, смешно просить использовать функцию ЕСЛИ либо ПОИСКПОЗ (или как там в «нормальном» Excel-е). Точно так же - не рассказав, что такое подведение промежуточных итогов, то есть методику и применение этого средства, нельзя предлагать задачу в которой это надо использовать.
Не поленилась полезть в справку
Вот что говорит раздел справочной системы о подведении промежуточных итогов:

«Для вычисления значений итогов используется итоговая функция, например, СУММ или СРЗНАЧ. Промежуточные итоги могут быть отображены в списке с помощью нескольких типов вычислений одновременно.
Общие итоги подводятся с помощью детальных данных, а не с помощью значений промежуточных итогов. Например, итоговая функция СРЗНАЧ возвращает значение для всех детальных данных списка, но не для промежуточных итоговых значений.
Значения общих и промежуточных итогов пересчитываются автоматически при каждом изменении детальных данных»

Все это очень хорошо, но где объяснение, что это средство используется в тех случаях, если необходимо найти значение функции для тех записей списка, у которых значение какого-то поля совпадает? А если это не показать на примере - эта справка будет совершенно ни к чему.

Так же в случае программирования (да простят меня профессионалы, но Паскаль читала еще пару месяцев назад). Не рассказав общих принципов работы операторов какого-то типа просто нельзя требовать искать это в справке.

Но есть вещи, которые надо только искать в хелпе. Например, когда меня спрашивают параметры какой-то функции, либо функция не пошла из-за того, что параметры не того типа, не все параметры и т.д. - тут я тоже справедливо возмущаюсь.

А по поводу компетентности… Ну, если не наука, то я точно должна это выяснить. Как говорит моя руководительница - «то, что нет определения - не страшно. Вы его дадите».
И буду я определителем информационной компетентности… :-)

Кстати, ты прав. Описанный метод обучения (что-то среднее между тем, что описал ты и тем, что использую я) называется исследовательским или проблемным. Результаты метода высоки, но в сочетании с традиционными объяснительными методами. То есть на определенном этапе исследовательский метод чудесно подходит, есть ситуации, когда его применять нельзя. Кстати, это то, чем я занималась до поступления в аспирантуру. Все статьи, написанные «до» были именно о проблемном обучении. Я хотела это продолжить, но моя мадам профессор заявила, что это уже устарело и давно исследовано. Заметь, как далека наука от реальной практики…

P. S. Какие пространные беседы я веду, если речь зайдет о педагогике… :-)

Reply

Re: попробую ответить как профессионал :-) ifyr February 5 2004, 15:07:33 UTC
Понятно, что начинать нужно не со справки, а с принципов. Я скорее имел в виду нечто вроде объяснения агрегатных функций, разбора пары примеров с SUM и AVG, после чего -- задание, при выполнении которых могут понадобиться и другие агрегатные функции. Ну, не мне тебя учить :)

Reply


Leave a comment

Up