В последнее время все чаще и чаще происходит такая история: возникает какая-либо тема для обсуждения. Перед тем, как писать о ней, ввожу ключевые слова в
LJ Search, и нахожу там обсуждения этой темы. В результате вместо нового поста появляются несколько новых закладок.
Извечный спор между потребностью в информации и потребностью в общении. Меня напрягают люди, задающие вопросы, ответ на которые находится элементарным поиском (я имею в виду не вопросы, задающиеся в разговорах, а вопросы, задающиеся в форумах, или же когда вопрос задает человек, непосредственно сидящий за компьютером, и умеющий с ним обращаться). В таких случаях я объясняю такому человеку, как можно самостоятельно (и намного быстрее) найти эту информацию в справке или в интернете, с тем, чтобы в следующий раз он смог справиться самостоятельно, сэкономив свое и мое время (не потому что мне жалко потратить свое время на этого человека, просто то же время можно было бы потратить на обсуждение с ним же чего-нибудь более интересного). Часто люди на меня за это обижаются, или же я раздражаюсь, когда тот же человек опять спрашивает что-нибудь не менее элементарное.
В связи с этим вспомнился такой эпизод из периода, когда я ходил на разные компьютерные курсы (поскольку у меня нет даже аттестата о среднем образовании, мне хотелось получить хоть какую-нибудь бумажку, чтобы было что показать при устройстве на работу).
Как-то на курсах в "Ле Боне" (это были бесконечные, кончившиеся судом курсы с долгими перерывами и со сменяющимися каждый месяц преподавателями) к нам пришел очередной преподаватель, который должен был читать, кажется, Visual Basic. На первом занятии он познакомил нас со средой, объяснил какие-то основы языка, после чего подробно объяснил принципы работы со справкой. В дальнейшем на любой возникавший у учеников вопрос, он показывал, как можно найти ответ с помощью справки, попутно объясняя не только сам материал, но и методику работы. За три или четыре занятия, которые он успел с нами провести, группа совершила огромный скачок, приобретя навыки самостоятельной работы с компьютером.
Ни на одном другом курсе для начинающих пользователей я не видел такого скачка. На других курсах люди, столкнувшиеся с проблемой, хоть сколько-нибудь отличающейся от того, что им объясняли, впадали в ступор и звали преподавателя (на этих курсах обычно 80% группы -- люди, слабо разбирающиеся в компьютерах и с абсолютно нетехническим складом ума), тогда как в этой группе такие пользователи отважно сражались с проблемой, нередко побеждая ее.
Впоследствии, когда мне пришлось интервьюировать людей на место программиста, я обнаружил, что даже в вузах не всегда учат учиться. Многие студенты и выпускники вузов демонстрировали хорошее знание программы вуза (и бумаги с хорошими оценками), но впадали в ступор при виде простой задачи, для выполнения которой требовалось разобраться с простой, но незнакомой для них технологией.
Скорее всего я чего-то не понимаю, ведь не может же быть, что в серьезных учебных заведениях людей учат не тому. Может, все действительно зависит от характера человека, и научить самостоятельности невозможно?