В последнее время все чаще и чаще происходит такая история: возникает какая-либо тема для обсуждения. Перед тем, как писать о ней, ввожу ключевые слова в
LJ Search, и нахожу там обсуждения этой темы. В результате вместо нового поста появляются несколько новых закладок
(
Read more... )
Только единицы "ведуться" на мои провокации относительно творческих заданий и самостоятельной работы. Но, вкусив этого хлеба, они уже не оставляют этот процесс, ибо познание, согласись, - это одна из самых больших радостей :-)
Преподавание и педагогика - сложнейшая наука, но, к сожалению, буквально считанные из тех, кто занимается этим, хоть сколько разбираются в этом. У меня на кафедре работают кандидаты физико-математических наук, которые в свое время занимались проводимостью железа, решением дифференциальных уравнений, какими-то примесями металлов и еще какой-то супер наукой, но они не видят элементарных вещей, как например, необходимой последовательности заданий (в порядке усложнения заданий) для лабораторных работ
Сори за длинный коммент. Но ты интересно озвучил мои мысли относительно современной образовательной системы :-)
Reply
Кстати, не в умении ли справиться с незнакомой (нетипичной) задачей в своей области заключается информационная компетентность специалиста? :-Р
Reply
строить так занятия можно. На определенном этапе. Когда студент владеет определенными навыками (сегодня второе высшее пол-пары выясняло, как, строя вложенные функции, вернуться на уровень вверх. Им просто не показали, что надо щелкнуть мышкой на названии той функции, с которой хочешь работать. Это мелочь, но на нее потрачено было много времени. Если б это показали вовремя, они могли бы с большей эффективностью потратить это время на изучение других функций). Это как в дистанционном обучении :-)), нельзя дистанционно учить человека компьютерной грамотности, согласись. Существует тонкая грань между необходимым и достаточным (или лишним) уровнем объяснения. Причем эта грань различна для разных студентов. Когда один понял уже с постановки задачи, о чем идет речь, а второй не поймет, что от него требуется. Вот в этом случае идеально самостоятельное (консультационное, дистанционное) обучение. Я читала, что в американских вузах подобная система - слушатели получают заранее тему, работают над ней, потом выясняют нужные вопросы с преподавателем.
А по поводу компетентности - супер просто!
но это определение профессионалной компетентности, вернее одной их ее составляющих.
Что есть информационная компетентность - науке пока неизвестно :-))
(а ты педагогикой не пробовал заниматься? :-) может дать почитать что-то интересное? :-) например, часть диссера, посвященного компетентности....:-) :Р )
Reply
Насчет информационной компетентности -- есть у меня чувство, что в ближайшую пару лет мы с наукой узнаем, что же такое информационная компетентность :)
Педагогикой? Я? Вряд ли мы с педагогикой друг другу подходим. Я просто высказываю кажущиеся очевидными идеи. Думаю, в педагогике все это давно должно быть известно, и интересно было бы узнать результаты вместе с недостатками этого метода.
Reply
Не поленилась полезть в справку
Вот что говорит раздел справочной системы о подведении промежуточных итогов:
«Для вычисления значений итогов используется итоговая функция, например, СУММ или СРЗНАЧ. Промежуточные итоги могут быть отображены в списке с помощью нескольких типов вычислений одновременно.
Общие итоги подводятся с помощью детальных данных, а не с помощью значений промежуточных итогов. Например, итоговая функция СРЗНАЧ возвращает значение для всех детальных данных списка, но не для промежуточных итоговых значений.
Значения общих и промежуточных итогов пересчитываются автоматически при каждом изменении детальных данных»
Все это очень хорошо, но где объяснение, что это средство используется в тех случаях, если необходимо найти значение функции для тех записей списка, у которых значение какого-то поля совпадает? А если это не показать на примере - эта справка будет совершенно ни к чему.
Так же в случае программирования (да простят меня профессионалы, но Паскаль читала еще пару месяцев назад). Не рассказав общих принципов работы операторов какого-то типа просто нельзя требовать искать это в справке.
Но есть вещи, которые надо только искать в хелпе. Например, когда меня спрашивают параметры какой-то функции, либо функция не пошла из-за того, что параметры не того типа, не все параметры и т.д. - тут я тоже справедливо возмущаюсь.
А по поводу компетентности… Ну, если не наука, то я точно должна это выяснить. Как говорит моя руководительница - «то, что нет определения - не страшно. Вы его дадите».
И буду я определителем информационной компетентности… :-)
Кстати, ты прав. Описанный метод обучения (что-то среднее между тем, что описал ты и тем, что использую я) называется исследовательским или проблемным. Результаты метода высоки, но в сочетании с традиционными объяснительными методами. То есть на определенном этапе исследовательский метод чудесно подходит, есть ситуации, когда его применять нельзя. Кстати, это то, чем я занималась до поступления в аспирантуру. Все статьи, написанные «до» были именно о проблемном обучении. Я хотела это продолжить, но моя мадам профессор заявила, что это уже устарело и давно исследовано. Заметь, как далека наука от реальной практики…
P. S. Какие пространные беседы я веду, если речь зайдет о педагогике… :-)
Reply
Reply
Reply
Reply
LOL!!! :-))))))))))))
Интересно кем? Давайте я расскажу Вам что мне известно о советской системе образование. Всякие там школьные олимпиады, конкурсы - первые места в мире. После ВУЗа - пропасть. Специалисты на самых последних местах. Эти данные у меня из уст министра просвещения России.
А теперь небольшой пример. Разговор состоялся у меня с девушкой позавчера. Она - бухгалтер. Училась на экономическом факультете. Бухгалтерия рассматривается лишь как специализация, а не самостоятелая область. (убей меня не могу вообще врубится какая связь между экономикой и бухгалтерией). Сама говорит, что её работа и то, что она изучала не имеет ничего общего. Всё приходит только с опытом, знаний нет. Пытались выпустить специалиста высокого профиля, который будет знать всё. А получилось как всегда. Не знает ни хрена. Зато теперь после десяти лет работы бухгалтером будет работать экономистом, бумажка ж есть, а больше ничего не надо.
Примеров ещё множество. Благо есть возможность сравнить.
Ненужный объём знаний идёт за счёт НУЖНОГО! Вот в чём проблема.
Reply
Хотя, нельзя не согласиться с тем, что ученик, прийдя в вуз с хорошим запасом знаний (по сравнению с его ровестниками в той же Европе), в вузе будет пичкаться ненужной информацией (как пример - мои студенты, специальность "экономическая кибернетика", половину учебных часов на первом курсе тратили на изучение религии, культуры, истории и социологии).
Но и категорично заявлять о несостоятельности системы образования бывшего СССР тоже нельзя (ИМНО)
Reply
Reply
Reply
Однако это не отменяет всего, что я говорил до этого. :-)
Reply
А проблема "как научить думать" - самая трудная в педагогике. Как заставить сидеть на уроке тихо - имеет несколько тривиальных решений, а тут - только робкие попытки разработать методику. пару тысяч лет пытаются, кстати. :)
Reply
А высокий уровень, по твоему кто даёт? Из советских.
А проблема "как научить думать" - самая трудная в педагогике.
"Секс". "Секс" думать и учит. Самое лёгкое решение самой трудной проблемы. Когда тебя постоянно имеют, начинаешь шевелить мозгами. Иного выбора тебе не оставят.
Reply
Reply
Leave a comment