ifc

Разница между Периклом и Деметрием иллюстрирует арест очередного генерала

May 22, 2024 09:55



В продолжение темы изменений в отечественном Минобороны.

Ознакомившись поутру с громким гевалтом насчёт ареста очередного мордорского генерала (каковой арест я благополучно пропустил, пока был оффлайн), вспомнил опубликованный в начале текущего месяца доклад коллеги Мараховского. Посвящённый, в частности, результатам, которые оставляют в истории человеческих сообществ разные деятели - известные и не очень.

Процитирую:

<...> Результаты, остающиеся‏ ‎нам‏ ‎от‏ ‎ув. ‎истории ‎- ‎боюсь,‏ ‎постоянно ‎вводят‏ ‎в ‎заблуждение.‏ ‎Так,‏ ‎например,‏ ‎мы ‎полагаем, ‎что ‎временем ‎высшего ‎расцвета ‎древних ‎Афин ‎был‏ ‎«Периклов‏ ‎век», ‎потому ‎что ‎при‏ ‎Перикле ‎и‏ ‎под ‎его‏ ‎руководством‏ ‎было‏ ‎понастроено ‎много‏ ‎величественных ‎зданий, ‎ставших ‎образцами‏ ‎для ‎архитектуры‏ ‎на‏ ‎тысячелетия‏ ‎вперёд, ‎а ‎также ‎изваяно ‎много‏ ‎великих ‎скульптур ‎и‏ ‎всего‏ ‎такого.

Но ‎реальный‏ ‎Перикл ‎также ‎развязал ‎длинную‏ ‎и ‎тяжёлую ‎Пелопоннесскую‏ ‎войну,‏ ‎в ‎которой‏ ‎Афины ‎с‏ ‎треском ‎продули ‎и ‎потеряли ‎статус‏ ‎могущественной‏ ‎державы‏ ‎(навсегда) ‎и‏ ‎обнищали.

И ‎напротив:‏ ‎через ‎сотню‏ ‎лет‏ ‎после ‎Перикла‏ ‎ослабленные ‎Афины ‎достались ‎македонянам, ‎и‏ ‎один ‎из‏ ‎диадохов‏ ‎поставил‏ ‎в ‎городе, ‎согласно ‎Страбону,‏ ‎«Деметрия ‎Фалерского,‏ ‎ученика ‎философа‏ ‎Феофраста».‏ ‎Этот‏ ‎Деметрий, ‎философ-деспот, ‎правил ‎больше ‎десяти ‎лет ‎и, ‎руководя ‎оккупированным‏ ‎городом,‏ ‎сделал ‎максимум, ‎что ‎было‏ ‎в ‎его‏ ‎власти: ‎Афины‏ ‎отъелись,‏ ‎укрупнились,‏ ‎залоснились ‎и‏ ‎вообще ‎насколько ‎возможно ‎процвели‏ ‎(перепись ‎показала,‏ ‎что‏ ‎в‏ ‎городе ‎живут ‎20+ ‎тысяч ‎полноправных‏ ‎граждан, ‎10+ ‎тысяч‏ ‎вольноотпущенников‏ ‎и ‎сотни‏ ‎тысяч ‎рабов).

Он, ‎между ‎прочим,‏ ‎ввёл ‎сумптуарные ‎законы,‏ ‎запретив‏ ‎гражданам ‎выкидывать‏ ‎деньги ‎на‏ ‎бессмысленные ‎понты.

Понты ‎в ‎тогдашнем ‎мире‏ ‎выражались‏ ‎в‏ ‎дорогих-богатых ‎похоронах‏ ‎с ‎гулянками‏ ‎и ‎флейтистками,‏ ‎а‏ ‎также, ‎что‏ ‎естественно, ‎в ‎шикарных ‎надгробиях, ‎статуях-в-честь‏ ‎усопших ‎и‏ ‎прочей‏ ‎художественной‏ ‎деятельности. ‎Мы читаем:

«Он ‎привёл‏ ‎в ‎порядок‏ ‎финансовые ‎дела‏ ‎и‏ ‎довёл‏ ‎государственные ‎доходы ‎до ‎впечатляющей ‎суммы ‎в ‎1200 ‎талантов ‎в‏ ‎год.‏ ‎Деметрий ‎добился ‎общего ‎экономического‏ ‎благоденствия, ‎изобилия‏ ‎и ‎дешевизны‏ ‎всех‏ ‎жизненно‏ ‎необходимых ‎товаров‏ ‎в ‎Афинах. ‎Он ‎запретил‏ ‎неумеренные ‎траты‏ ‎на‏ ‎погребальные‏ ‎обряды ‎и ‎сооружение ‎дорогих ‎гробниц‏ ‎и ‎памятников, ‎ограничив‏ ‎набор‏ ‎последних ‎небольшой‏ ‎колонной, ‎или ‎столом, ‎или‏ ‎чашей. ‎Он ‎установил‏ ‎нормы‏ ‎трат ‎на‏ ‎разного ‎рода‏ ‎торжества, ‎жертвоприношения ‎и ‎пиршества, ‎определив,‏ ‎в‏ ‎частности,‏ ‎что ‎количество‏ ‎гостей ‎на‏ ‎любом ‎пиру‏ ‎не‏ ‎должно ‎превышать‏ ‎тридцати. ‎Возможно, ‎что ‎были ‎установлены‏ ‎также ‎запреты‏ ‎на‏ ‎использование‏ ‎предметов ‎роскоши ‎в ‎быту.‏ ‎Киник ‎Кратет‏ ‎из ‎Фив‏ ‎подвергся‏ ‎преследованию‏ ‎в ‎Афинах ‎за ‎то, ‎что ‎его ‎одежда ‎была ‎из‏ ‎дорогого‏ ‎тонкого ‎полотна, ‎так ‎называемого‏ ‎синдона».

При ‎этом‏ ‎Деметрий ‎понимал,‏ ‎что‏ ‎без‏ ‎праздников ‎и‏ ‎понтов ‎вообще ‎обойтись ‎нельзя‏ ‎- ‎и‏ ‎устраивал‏ ‎шикарные‏ ‎казённые ‎праздники, ‎ставил ‎себе статуи ‎и‏ ‎строил ‎красивые ‎портики.‏ ‎Но‏ ‎делал ‎это‏ ‎с ‎доходов, а ‎не ‎вместо‏ ‎доходов.

…В ‎общем, ‎итог:
  1. От‏ ‎правления‏ ‎Деметрия ‎не‏ ‎осталось ‎крутых‏ ‎скульптур ‎и ‎усыпальниц;
  2. Прикармливаемые ‎им ‎рапсоды‏ ‎и‏ ‎драматурги,‏ ‎как ‎и‏ ‎полагается ‎творческой‏ ‎интеллигенции ‎на‏ ‎казённых‏ ‎харчах, ‎его‏ ‎дружно ‎ненавидели;
  3. Когда ‎в ‎гавани ‎Афин‏ ‎бросили ‎якоря‏ ‎корабли‏ ‎очередного‏ ‎македонского ‎узурпатора ‎(кстати, ‎тоже‏ ‎Деметрия), ‎граждане‏ ‎принудили ‎своего‏ ‎Деметрия‏ ‎к‏ ‎капитуляции, ‎радостно ‎изгнали ‎его ‎из ‎Афин, ‎переплавили ‎его ‎статуи‏ ‎на‏ ‎сантехнику, ‎а ‎новому ‎своему‏ ‎владыке ‎постановили‏ ‎оказывать ‎божеские‏ ‎почести.‏ ‎Афинам‏ ‎от ‎этого‏ ‎стало ‎всесторонне ‎худо ‎(новый‏ ‎владыка, ‎в‏ ‎частности,‏ ‎потратил‏ ‎около ‎25% ‎афинского ‎бюджета ‎на‏ ‎целый ‎полк ‎гетер,‏ ‎которых‏ ‎держал ‎в‏ ‎Парфеноне, ‎а ‎также ‎попытался‏ ‎изнасиловать ‎одного ‎симпатичного‏ ‎мальчика‏ ‎с ‎летальным‏ ‎для ‎последнего‏ ‎исходом, ‎а ‎закончилось ‎всё ‎как обычно - «в‏ ‎городе‏ ‎начался ‎голод,‏ ‎и ‎медимн‏ ‎зерна ‎стоил‏ ‎300‏ ‎драхм», то ‎есть‏ ‎подорожал ‎раз ‎в ‎двести).
Но ‎зато‏ ‎понтовых ‎скульптур‏ ‎и‏ ‎надгробий‏ ‎снова ‎стало ‎много, ‎и‏ ‎нам ‎осталось‏ ‎впечатляющее ‎художественное‏ ‎наследие.

<...>

Кстати, ‎изгнанный ‎Деметрий‏ ‎Фалерский ‎не ‎пропал‏ ‎(хорошие‏ ‎управленцы ‎не‏ ‎пропадают): ‎его ‎нанял ‎египетский‏ ‎Птолемей, ‎и ‎Деметрий‏ ‎славно‏ ‎потрудился ‎над‏ ‎благополучием ‎его‏ ‎державы, ‎и ‎даже ‎умер ‎-‏ ‎попав‏ ‎после‏ ‎смерти ‎Птолемея‏ ‎в ‎неизбежную‏ ‎опалу ‎и‏ ‎отставку‏ ‎- ‎относительно‏ ‎своей ‎смертью: ‎в ‎деревне, ‎глубоким‏ ‎стариком, ‎от‏ ‎укуса‏ ‎змеи.

...Легко‏ ‎видеть, ‎что ‎человеческие ‎сюжеты‏ ‎не ‎меняются,‏ ‎какая ‎бы‏ ‎эпоха‏ ‎ни‏ ‎стояла ‎на ‎дворе. ‎Самую ‎головокружительную ‎концентрацию ‎мемориального ‎шикардоса ‎автор‏ ‎этих‏ ‎взволнованных ‎строк ‎наблюдал ‎в‏ ‎двух ‎местах:‏ ‎на ‎бандитском‏ ‎кладбище‏ ‎г.‏ ‎Тольятти, ‎оставшемся‏ ‎от ‎90-х ‎(чего ‎никак‏ ‎не ‎скажешь‏ ‎о‏ ‎самом‏ ‎г. ‎Тольятти), ‎а ‎также ‎в‏ ‎польском ‎Вавельском ‎соборе,‏ ‎где‏ ‎практически ‎не‏ ‎осталось ‎свободного ‎места ‎по‏ ‎причине ‎заставленности ‎помещения‏ ‎крутейшими‏ ‎родовыми ‎усыпальницами‏ ‎олигархов-землевладельцев ‎(спойлер:‏ ‎деньги ‎выбивались ‎из ‎покорённых ‎западнорусских‏ ‎крестьян,‏ ‎и‏ ‎те ‎вряд‏ ‎ли ‎были‏ ‎счастливы) ‎и‏ ‎именными‏ ‎усыпальницами ‎лидеров‏ ‎восстаний ‎против ‎России ‎(спойлер: ‎провальных).

Иными‏ ‎словами ‎-‏ ‎когда‏ ‎мы‏ ‎шествуем ‎по ‎особо ‎выдающимся‏ ‎культурным ‎сокровищницам‏ ‎человечества, ‎мы‏ ‎шествуем‏ ‎по‏ ‎мёртвым ‎понтам ‎времён, ‎не ‎слишком ‎благополучных ‎для ‎их ‎обитателей.

И‏ ‎точно‏ ‎так ‎же ‎повторяется ‎жгучая‏ ‎неприязнь ‎современников‏ ‎к ‎тем,‏ ‎кто‏ ‎принуждает‏ ‎их ‎молча‏ ‎богатеть ‎и ‎наслаждаться ‎красотой,‏ ‎устроенной ‎с‏ ‎их‏ ‎доходов,‏ ‎а ‎не ‎влезать ‎в ‎дорогие‏ ‎авантюры, ‎чтобы ‎увековечивать‏ ‎себя‏ ‎в ‎понтах.

Казалось бы, каким боком описанное в цитате касается ситуации с арестованным генералом? Поясню.

Если почитать по запиленной выше ссылке излияния добровольных андроидов, то нетрудно увидеть, что они сводятся к "этот военный - не чета тем военным, он критиковал руководство, не понтовался, не имеет шикарной собственности etc., а значит - не мог совершить преступление".

Однако, отсутствие склонности выставлять напоказ своё ылитное потребление и подобное - может всего лишь свидетельствовать, что свежезадержанный генерал относится к тому типу людей, к коему относился Деметрий. Или, если брать литературных персонажей, то Александр Иванович Корейко.

Иными словами, мы понятия не имеем о внутреннем мире подследственного, его мотивах, чаяниях, переживаниях etc. Среди коих вполне могли присутствовать и такие: "эти паркетные лизоблюды шикуют, но успехи, за которые они получают привилегии - это мои успехи... что же, я найду способ взять своё как-то иначе".

В общем, теперь оный внутренний мир стал объектом пристального внимания следователей, а пламенные турбопатриоты, возможно, верещат так громко из-за того, что ощущают беспокойство насчёт приближения Руки Кровавой Гэбни к собственным седалищам. Привыкшим зарабатывать на финках от легендарных эльфийских мастеров и прочей бижутерии.

Ведь за инфоцыганами, не имеющими отношения к СВО, уже пришли Откуда Надо. Так почему же заодно не заглянуть и к прочим добровольным андроидам, чтобы два раза не вставать?

хорошо сказал!, нет вестей от бога, ifc

Previous post Next post
Up