В продолжение
темы изменений в отечественном Минобороны.
Ознакомившись поутру с громким
гевалтом насчёт ареста очередного мордорского генерала (каковой арест я благополучно пропустил, пока был оффлайн), вспомнил опубликованный в начале текущего месяца
доклад коллеги Мараховского. Посвящённый, в частности, результатам, которые оставляют в истории человеческих сообществ разные деятели - известные и не очень.
Процитирую:
<...> Результаты, остающиеся нам от ув. истории - боюсь, постоянно вводят в заблуждение. Так, например, мы полагаем, что временем высшего расцвета древних Афин был «Периклов век», потому что при Перикле и под его руководством было понастроено много величественных зданий, ставших образцами для архитектуры на тысячелетия вперёд, а также изваяно много великих скульптур и всего такого.
Но реальный Перикл также развязал длинную и тяжёлую Пелопоннесскую войну, в которой Афины с треском продули и потеряли статус могущественной державы (навсегда) и обнищали.
И напротив: через сотню лет после Перикла ослабленные Афины достались македонянам, и один из диадохов поставил в городе, согласно Страбону, «Деметрия Фалерского, ученика философа Феофраста». Этот Деметрий, философ-деспот, правил больше десяти лет и, руководя оккупированным городом, сделал максимум, что было в его власти: Афины отъелись, укрупнились, залоснились и вообще насколько возможно процвели (перепись показала, что в городе живут 20+ тысяч полноправных граждан, 10+ тысяч вольноотпущенников и сотни тысяч рабов).
Он, между прочим, ввёл сумптуарные законы, запретив гражданам выкидывать деньги на бессмысленные понты.
Понты в тогдашнем мире выражались в дорогих-богатых похоронах с гулянками и флейтистками, а также, что естественно, в шикарных надгробиях, статуях-в-честь усопших и прочей художественной деятельности. Мы
читаем:
«Он привёл в порядок финансовые дела и довёл государственные доходы до впечатляющей суммы в 1200 талантов в год. Деметрий добился общего экономического благоденствия, изобилия и дешевизны всех жизненно необходимых товаров в Афинах. Он запретил неумеренные траты на погребальные обряды и сооружение дорогих гробниц и памятников, ограничив набор последних небольшой колонной, или столом, или чашей. Он установил нормы трат на разного рода торжества, жертвоприношения и пиршества, определив, в частности, что количество гостей на любом пиру не должно превышать тридцати. Возможно, что были установлены также запреты на использование предметов роскоши в быту. Киник Кратет из Фив подвергся преследованию в Афинах за то, что его одежда была из дорогого тонкого полотна, так называемого синдона».
При этом Деметрий понимал, что без праздников и понтов вообще обойтись нельзя - и устраивал шикарные казённые праздники, ставил себе статуи и строил красивые портики. Но делал это с доходов, а не вместо доходов.
…В общем, итог:
- От правления Деметрия не осталось крутых скульптур и усыпальниц;
- Прикармливаемые им рапсоды и драматурги, как и полагается творческой интеллигенции на казённых харчах, его дружно ненавидели;
- Когда в гавани Афин бросили якоря корабли очередного македонского узурпатора (кстати, тоже Деметрия), граждане принудили своего Деметрия к капитуляции, радостно изгнали его из Афин, переплавили его статуи на сантехнику, а новому своему владыке постановили оказывать божеские почести. Афинам от этого стало всесторонне худо (новый владыка, в частности, потратил около 25% афинского бюджета на целый полк гетер, которых держал в Парфеноне, а также попытался изнасиловать одного симпатичного мальчика с летальным для последнего исходом, а закончилось всё как обычно - «в городе начался голод, и медимн зерна стоил 300 драхм», то есть подорожал раз в двести).
Но зато понтовых скульптур и надгробий снова стало много, и нам осталось впечатляющее художественное наследие.
<...>
Кстати, изгнанный Деметрий Фалерский не пропал (хорошие управленцы не пропадают): его нанял египетский Птолемей, и Деметрий славно потрудился над благополучием его державы, и даже умер - попав после смерти Птолемея в неизбежную опалу и отставку - относительно своей смертью: в деревне, глубоким стариком, от укуса змеи.
...Легко видеть, что человеческие сюжеты не меняются, какая бы эпоха ни стояла на дворе. Самую головокружительную концентрацию мемориального шикардоса автор этих взволнованных строк наблюдал в двух местах: на бандитском кладбище г. Тольятти, оставшемся от 90-х (чего никак не скажешь о самом г. Тольятти), а также в польском Вавельском соборе, где практически не осталось свободного места по причине заставленности помещения крутейшими родовыми усыпальницами олигархов-землевладельцев (спойлер: деньги выбивались из покорённых западнорусских крестьян, и те вряд ли были счастливы) и именными усыпальницами лидеров восстаний против России (спойлер: провальных).
Иными словами - когда мы шествуем по особо выдающимся культурным сокровищницам человечества, мы шествуем по мёртвым понтам времён, не слишком благополучных для их обитателей.
И точно так же повторяется жгучая неприязнь современников к тем, кто принуждает их молча богатеть и наслаждаться красотой, устроенной с их доходов, а не влезать в дорогие авантюры, чтобы увековечивать себя в понтах.
Казалось бы, каким боком описанное в цитате касается ситуации с арестованным генералом? Поясню.
Если почитать по запиленной выше ссылке излияния
добровольных андроидов, то нетрудно увидеть, что они сводятся к "этот военный - не чета
тем военным, он критиковал руководство, не понтовался, не имеет шикарной собственности etc., а значит - не мог совершить преступление".
Однако, отсутствие склонности выставлять напоказ своё ылитное потребление и подобное - может всего лишь свидетельствовать, что свежезадержанный генерал относится к тому типу людей, к коему относился Деметрий. Или, если брать литературных персонажей, то Александр Иванович Корейко.
Иными словами, мы понятия не имеем о внутреннем мире подследственного, его мотивах, чаяниях, переживаниях etc. Среди коих вполне могли присутствовать и такие: "эти паркетные лизоблюды шикуют, но успехи, за которые они получают привилегии - это мои успехи... что же, я найду способ взять своё как-то иначе".
В общем, теперь оный внутренний мир стал объектом пристального внимания следователей, а пламенные турбопатриоты, возможно, верещат так громко из-за того, что ощущают беспокойство насчёт приближения Руки Кровавой Гэбни к собственным седалищам. Привыкшим зарабатывать на финках от легендарных эльфийских мастеров и прочей бижутерии.
Ведь за инфоцыганами, не имеющими отношения к СВО, уже пришли Откуда Надо. Так почему же заодно не заглянуть и к прочим добровольным андроидам, чтобы два раза не вставать?