В продолжение темы
культурной принадлежности.
По мере того, как развивается следствие по делу недавно
упоминаемого тут бывшего замминистра обороны Этой Страны, всплывают
всё новые любители распилов казённого лавандоса -
Суд арестовал земельные участки подозреваемых в хищениях у Минобороны.
Ведомство выделило 2 млрд руб. на изготовление и поставку 20 тыс. бронежилетов для мобилизованных. После их получения выяснилось, что закупленная руководством «ГК «Пикет» защита не соответствуют требованиям.
СК установил, что управленцы компании на вырученные деньги купили акции и доли разных компаний, бизнес-центр в Москве и участки в Подмосковье, а также перевели средства на десятки частных счетов. Всю сумму признали похищенной, пишет «Коммерсантъ».
- и нетрудно заметить, что общей чертой всех этих пациентов является их неудержимая страсть к стяжательству. Такова культурная прошивка в головах высокопоставленных крадунов и их подельников, и оная прошивка - не русская, а ойропейская, эльфийская.
Именно потому особенности поведения Иванова столь
впечатляющи для многих мордорских ватников:
Что больше всего впечатляет при аресте очередного высокопоставленного функционера РФ?
Не ВНЕЗАПНО разверзшиеся потоки инфогрязи с попытками свалить на арестованного все грехи, в том числе развал СССР, Смутное время и татаро-монгольское иго, хотя сутки назад это был уважаемый человек (с) и все как будто ничего не знали. И не гипотетические масштабы хищений: когда у простого полковника МВД находят наликом годовой бюджет Твери, этот вопрос в принципе перестает интересовать.
Впечатляет разительный контраст между транслируемыми на уровне государства идеями и реальной жизнью отдельных его высокопоставленных представителей (хотя к этому давно привыкли ещё с советских времен). Что мы видим на фото четы Ивановых-Маниович? Им хорошо быть частью того самого загнивающего сатанинского (петушиного) Запада. Жить не в 30-этажном человейнике посреди мигрантского гетто, а в воспетом Булгаковым особняке XIX в. Отдыхать не в Тегеране и Грозном, а в Италии и на Мальдивах. Детей своих отправлять учиться не в Китай и Индонезию, а в Великобританию и США.
Так уж получилось, что россияне в массе своей - неотъемлемая часть европейской цивилизации. Ну не хотят у нас чтить классиков таджикской, ангольской и вьетнамской литературы, даже после 70 лет коммунистического эксперимента: всё как-то больше по Толкину, Роулинг и Стивену Кингу. По той же причине за минувшие два года у нас не прижились китайские и индийские фильмы (хотя их киноиндустрия проделала колоссальный рывок) - всем Гая Ричи и Дени Вильнёва подавай. Аналогично с музыкой: все наши исполнители эксплуатируют и переосмысляют идеи Запада, а не Глобального Юга.
Такова скучная правда жизни. И эту правду не смогут изменить ни духоподъемные речи Александра Дугина и Апти Алаудинова, ни фестивали плова с праздниками никаба, ни 14 тысяч санкций, ни даже ход СВО (напротив, победа над Украиной эту правду лишь укрепит, как уже было в 1812 и 1945 гг.).
Почаще вспоминайте об этом, когда в очередной раз услышите про Священную Войну с Сатанинским Западом, про Особый Путь и Великое Евразийство, а также про жизненную необходимость слиться в братском порыве с условным Суданом под крики «Аллаху Акбар!».
Practice what you preach, как любят говорить американцы. Ну или по-нашему: либо крестик, либо трусы.
Однако, как было верно подмечено
цитируемым мною около недели назад коллегой Мараховским, того Запада, частью коего по сей день рвутся быть всякие недалёкие пациенты вроде находящего в СИЗО экс-замминистра, давно уже нет. И потому культурная принадлежность наших либероидных подвида "ойропеец" - повисает в воздухе. И этого факта никак не может отменить упомянутое в цитате выше увлечение эльфийским искусством. Ибо искусство и культура - не тождественны, в чём я совершенно согласен с вновь
писавшим по теме на днях коллегой Мараховским.
Рутинно напомню, что у нас понятие «культура» подавляющим большинством медийщиков, чиновников и вообще граждан понимается совершенно неверно - фактически понятие «культура» воспринимается тождественным понятию «искусство».
На деле разница между искусством и культурой даже больше, чем между эротикой и сексом. Секс есть само явление, а эротика - тематический жанр, посвящённый этому явлению. В ходе создания эротики случается секс, но сами понятия не тождественны.
Искусство - это отчасти описание человеческих действий и выражение, абстрактное или конкретное, человеческих чувств, а отчасти создание т. н. арта (то есть объектов, суть которых состоит в социально-экономическом контексте, в который они помещены: в зависимости от контекста банан может быть продан за рубль и за
5 500 000 рублей).
Культура же - это сами человеческие действия. Все человеческие действия, не обусловленные безусловными базовыми рефлексами, суть культура. Физические, душевные, интеллектуальные движения человека - суть культура.
Искусство может влиять на культуру, и порой значительно - но оно ей не тождественно.
Поэтому, когда мы говорим о культуре - мы говорим о том, как люди себя ведут и что при этом думают и чувствуют.
Соответственно, когда «прусский школьный учитель побеждает австрийского школьного учителя» в Австро-Прусской войне - это одна культура, выраженная в полумиллионе подросших прусских мальчиков и их тылах, побеждает другую, выраженную в полумиллионе австрийских, венгерских, чехо-словацких, сербских и итальянских мальчиков и их тылах.
И когда Америка выносит СССР в Холодной войне - это в первую очередь не Коммандо с Ким Бэйсингер выносят поющих мушкетёров с Маргаритой Тереховой (хотя, конечно, свою роль играет и этот разгром). В первую очередь - разнообразие потребления, доступного по капиталистическую сторону железного занавеса, выносит в нокаут свой советский аналог, и то же делает западная лояльность управленцев с советской управленческой лояльностью.
То, чем заполнены полки магазинов - это тоже вовсю культура. То, чем выпендриваются подростки во дворе - это очень культура. То, за что женщины влюбляются в мужчин и чему завидуют другие мужчины - это совсем-совсем культура.
Апологеты ув. СССР, встречающиеся автору этих взволнованных строк, обычно строят свои апологии в довольно парадоксальном жанре.
С одной стороны, они считают СССР хорошим - и даже лучшим - обществом своей эпохи.
С другой, они возлагают ответственность за его разгромное поражение на т. н. предательство элит. Далеко не всегда, но как правило.
Я сейчас залез в интернеты и нашёл весьма типовое распределение ответов:
Внимание, вопрос: почему элиты лучшего общества планеты предали его?
Как случилось, что лучшее общество планеты воспитало управляющий и направляющий класс, который с удивительным единодушием его предал?
Или воспитание управленцев и принимателей решений, которые лояльны собственному обществу, не является его первоочередной задачей наряду с обеспечением удовлетворённости амбиций граждан?
«Были допущены ошибки», отвечают ув. апологеты.
Отлично, и в чём они состояли?
Апологеты на этом месте начинают говорить разное - от категорического недостатка расстрелов и репрессий до сильнейшего дефицита расстрелов и репрессий (некоторым всегда не хватает расстрелов и репрессий - в том числе и сегодня).
Также они отмечают забвение великих испытаний военных лет и великих трудовых подвигов.
Если напомнить этим расстреляторам, что предавшие СССР элиты как раз вышли из весьма богатой на репрессии и испытания эпохи (в Политбюро времён перестройки, кажется, не было ни одного человека, родившегося после войны и не помнящего сталинских великих годов), а многие из них сами воевали в Великую Отечественную или вкалывали трактористами - то внятность ответов совсем теряется. «Переродились», говорят апологеты.
Ок, а почему?
…Лично автор этих взволнованных строк решает данную загадку со свойственным ему плебейским подходом. Он, родившийся в конце 1970-х в непрестижной инженерской семье без связей и встретивший распад СССР тринадцатилетним, переносит собственную дату рождения лет на 20 назад и пытается вообразить, каких узбеков он сам достиг бы в советском обществе, какие его амбиции были бы удовлетворены и что бы он думал о советском строе.
Это весьма условный эксперимент, но тем не менее. Среди всех вариантов собственной гипотетической биографии, которые расстилаются перед внутренним взором автора, нет ни одного, в котором он поднялся бы выше гуманитарного обслуживающего персонала очень среднего звена. Сказать по правде, я в основном вижу сильно пьющего переводчика с национальных языков социалистических народов, попутно фигачащего в самиздат постмодернистские опусы в стихах и прозе и фрустрирующего от невозможности в свои 28 отвести очередную второкурсницу филфака в ведомственный ресторан. Когда же начинаются гласность и свобода печати, этот переводчик, уже 30+, издаёт мистико-эротический роман, и получает первые в своей жизни многоденяк (ибо все читают всё), и ему сносит крышу, и он становится таким упоротым сторонником всех реформ, что, возможно, даже стоит с плакатом «Долой ГКЧП».
…Так произошло бы (с высокой вероятностью) потому, что позднесоветская общественная иерархия сочетала буржуазную культуру быта с социалистической культурой экономики и сословной культурой управления и карьер.
Что касается первой - культуры быта - то она, как представляется, вообще бывает только буржуазной и никакой более. Если буржуазность из неё исчезает, то деградирует и она сама (появляются битые стёкла, сожжённые кнопки лифтов, которые, кстати, постоянно сломаны, повальное пьянство/кальянство/безделие - а авторитетные папуасы в золоте, возникая во дворах на эксклюзивных транспортных средствах, собирают на себе как линзы восторженные взгляды девиц и заискивающие зависти юношей). Буржуазность всегда контекстна, но всегда предполагает гордость человека своим социальным и материальным статусом, некоторый критический порог личной независимости и чувство власти над собственным будущим.
Советская бытовая буржуазность, увы, была хромой, стреноженной полу- или нелегальностью частной инициативы и сжатой до пределов квартир и дач.
Социалистическая культура экономики вообще - не моя епархия, но то, что получилось на практике в СССР, кажется, нравилось не всем. Шестислойные очереди за чем-нибудь, 15-летние очереди на квартиру и 10-летние очереди на автомобили как бы намекают.
Сословная же карьерно-управленческая культура является общемировым явлением, болезненность которого в СССР стократно усугубилась а) слабой связанностью статуса управленцев с продуктивностью их управления и б) фактической нелегальностью «младшего мифа» о честном частном успехе.
В результате слаженной работы этой триады непривилегированное большинство испытывало очень чёткие чувства в отношении привилегированных элит, а элиты сходили с ума по шубам и брильянтам (не только как по вебленовским потребительским сущностям, но и как по высоколиквидной форме сбережений, более или менее гарантированной от превратностей судьбы).
Почему в позднем СССР сложилась именно такая культурная триада? Потому что в обществе, где единственной формой успеха является попадание в официальную элиту, а единственной формой пополнения элиты является кооптация - всё непременно встанет с ног на голову.
Лучшим управленцем станет тот, кто выбьет своему предприятию план поменьше и аудит подобрей. Солистом Большого театра станет тот, кто спит с Галиной Леонидовной, а солисткой - та, что спит с сыном Сергея Тимофеевича. Главным редактором «Урюпинской правды» станет муж дочери Василия Алибабаевича, а заместителем Мамыкина - Гриша, подгоняющий бриллианты его супруге.
…И всё это вместе может хоть обораться, инвестируя в идеалистическое искусство, призывающее граждан к Свершениям и Добродетелям. Ув. граждане с хитрыми ухмылками и слегка поддатые пройдут с выданными кумачовыми транспарантами положенную дистанцию по главной улице с оркестром - и разойдутся по лавочкам, пивным и гостям петь Высоцкого и Дип Парпл.
То есть, говоря проще, речь в случае арестованного Иванова и прочих подобных идёт всё о том же
ключевом заблуждении, которое я упоминал, описывая ОБВМ мордорских бояр. Им кажется, что ылитное потребление эльфийских вещей, еды, впечатлений etc. автоматически делает их частью Status Civilization, тогда как IRL они просто папуасы, заполнившие свою жизнь
идеологической вторичностью.
Это проявляется буквально во всём, начиная от пристрастий в искусстве и заканчивая выбором жён. Иначе на смену второй жене Т.Иванова - светской курице С.Маниович - не пришла бы новая ылитная супруга - уроженка Бельгии (sic!), дипломатская дочка и сотрудница отечественного Минобороны М.Китаева. Судя по итогу - такая же поклонница всего эльфийского, как и предыдущая жена (злые люди
публикуют скрины, показывающие, что М.Китаева тоже очень любит выставлять напоказ ылитное потребление в нормальных-то странах).
Определённое время это проканывает, но далее может наступить момент (в любимом нашем Мордоре он наступил 24.02.2022), когда начинают работать механизмы,
названные коллегой Мараховским термином "коллективная воля":
В «Декамероне» Боккаччо одна из самых знаменитых новелл в некотором смысле предвосхищает известную формулу о «России, управляемой непосредственно Богом, потому что иначе невозможно понять, как она существует».
В той итальянской новелле некий благочестивый еврей никак не желал переходить в христианство до тех пор, пока не съездил в Рим. Вернувшись оттуда, он рассказал об изумительном разврате и испорченности всех римских епископов, монахинь и, кажется, даже самого папы - а потом тотчас крестился. Ибо, объяснил он изумлённому другу-христианину, вера, которая (на дворе XIV век) несмотря на всё это торжествует и завоёвывает мир, точно истинна.
Эти и подобные им эпизоды заставляют предположить, что, быть может, все человеческие сообщества вообще держатся на некотором чуде - и держатся до тех пор, пока Богу угодно терпеть человеческую жестоковыйность в конкретном месте. Когда же Бог отводит поддерживающую всё руку - освободившиеся от спасительных чудесных вмешательств люди справляются с тем, чтобы запороть и зафакапить всё, с поразительной скоростью.
Скажу честно, ув. друзья: автор этих взволнованных строк с годами находит в этой гипотезе всё меньше не то что сатиры, но и просто образности. Напротив - год за годом мне всё больше кажется, что это самое честное и рациональное объяснение судьбы каждого отдельного человека и каждой нации.
Потому что с учётом среднестатистических наших обязательности, честности, работоспособности, внимательности и добросовестности - весь наш мир должен походить не на Москву или Куала-Лумпур, а на Дакку, Бомбей или Каракас.
Теоретически на этом месте можно сказать, что у некоторых культур развился высочайший уровень самоорганизации, вот и весь секрет. Но все мы видели изнутри те или иные крупные структуры - и каждый из нас в состоянии рассказать кое-что об удивительной их организованности изнутри.
Более того: автор видел своими глазами немало специалистов по организации работы - то есть людей, буквально зарабатывавших на жизнь превращением неэффективных коллективов в эффективные. Этим людям я, положа руку на сердце, не доверил бы посторожить чемодан на вокзале - не то что обустроить детскую площадку.
Рискну предположить, что (если уж излагать тайну выживания и даже местами успеха человечества без привлечения откровенной мистики) общества и структуры фурычат потому, что в сознаниях образующих их людей под влиянием самого процесса взаимодействия пробуждаются могучие механизмы коллективной воли. Эти механизмы не принадлежат никому в отдельности и лишь иногда персонифицируются в конкретных людях (начальниках, вождях краснокожих, пророках там и неофициальных вожаках).
Взять, к примеру, полёт космического корабля «Восток». Мы привыкли думать, что речь о Гагарине-пилоте, или о Королёве-конструкторе, или даже о Маленкове-организаторе - но ни втроём, ни вдесятером тут ничего было, конечно, не реализовать: это была коллективная воля тысяч и тысяч весьма обычных людей в необычном режиме деяний.
Или взять, к примеру, Октавиана Августа или В. В. Путина. Каждый из них создал по эпохе в человеческой истории, но подозревать обоих в том, что у них с момента начала карьер имелся детальный план всех будущих деяний - не представляется возможным. Нет: очевидно, это Риму требовался настоящий монарх, и Рим вылепил его из юного внучатого племянника кратковременного диктатора Цезаря. России же требовался восстановитель - и Россия создала его из заместителя управделами президента.
И, подчиняясь этой воле - коллективной ли, божественной ли, - люди превращались в то, чем должны были быть. Причём, разумеется, не только конкретные Октавиан или Путин, но и миллионы вокруг них.
Люди временами начинали входить в особый режим принятия решений и деяний - при этом не теряя ни грамма своих человеческих свойств со всеми недостатками.
<...>
Здоровая элита при больном народе - такая же фантастика, как и наоборот. Здоровые силовые органы при больных остальных - выдумки. Исцеление обществ не «приходит» ни сверху, ни снизу: оно происходит под воздействием всё той же коллективной воли - и, проявляясь постепенно либо внезапно, начинает вводить обычных человеческих граждан в погонах и без из режима деструктивного в режим частично полезной деятельности.
Общество, вставшее на путь исправления, начинает изнутри взаимно давить на свои составляющие, принуждая их приходить в себя и исправляться, и извергать безнадёжно испорченные элементы.
Но этот процесс никогда не происходит в мгновение ока, то есть всего за одно поколение. Ему требуется обычно лет 30 для начала - и при этом не стоит забывать, что в любой системе всегда одновременно идут как анаболические, так и катаболические процессы. Как созидание, так и распад. Поэтому даже в улучшающейся системе порой могут отловить жирнейшего замминистра, обмазывающегося пачками денег.
Особый режим принятия решений и деяний - не предполагает дзюбинга на чуждую нам Status Civilization, как бы сладки ни были плоды оной для отдельных бояр.
Чем дольше будет длиться военно-политическое и экономическое противостояние с нормальными-то странами - тем выше давление общества и порождаемой ним коллективой воли на отдельных людей.
А далее - по схеме, описанной нашим всем:
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.