Минутка
утраты чудес.
Хотя проявления системной деградации унутре Status Civilization, конечно, сыплются на нас из новостных лент вообще в режиме нон-стоп, но есть особо эпичные случаи, которые хоть в Палату мер и весов заноси.
Яркий пример - с
балтиморским мостом. На исходе минувшей недели товарищ Карманов обратил
внимание на сообщения дятлов эльфийской медиасферы (см. скрин выше) на тему сроков ремонта упомянутого моста -
> 3 пролёта обратно поставить, за сколько управитесь?
> лет 10 надо, барин
Десять, блин, лет.
Более эпичной картинки, исчерпывающе описывающей ситуацию в американской промышленности и инфраструктурном хозяйстве, за сегодня думаю не будет.
- и это вот прям тот случай, когда дополнительные комментарии, в общем-то, и не нужны. Достаточно напомнить, для сравнения, что в Этой Стране, отставшей от нормальных-то стран лет на 50-100, повреждённые чубатыми террористами пролёты Крымского моста
осилили сделать в прошлом году менее чем за 3 месяца. Ну, просто потому, что у нас тут нет петушиной демократии и не рулит безраздельно Невидимая Рука Рыночка.
Впрочем, чего ждать от гражданской отрасли эльфийской экономики, если даже военная, которая всю историю человеческих и эльфийских сообществ на Этом Глобусе была наиболее активно развивающейся, теперь регулярно радует путинских троллей новостями вот такого сорта.
Раз:
В феврале под нож пошёл проект скоростного разведывательно-ударного вертолёта FARA, а в марте Пентагон отказался от новой самоходной дальнобойной гаубицы. Проанализировав опыт конфликта на Украине, там поняли, что она просто не выдержит темпа современных боевых действий.
<...>
Испытания партии из 18 машин показали, что орудие очень недолговечное. По словам начальника отдела закупок Пентагона Дага Буша, основная причина отмены программы - ряд инженерных проблем, в частности, крайне низкая живучесть ствола. С этой проблемой столкнулись артиллеристы ВСУ, воюющие на немецких САУ PZH 2000: ресурс их стволов тоже исчерпывается очень быстро.
В 2019-м, на старте программы ERCA ((Enhanced Range Cannon Artillery), армия США опиралась на опыт конфликтов малой интенсивности с небольшим расходом боеприпасов. На Украине выяснилось: помимо дальности и точности стрельбы, крайне важна возможности вести огонь в течение продолжительного времени. Пентагон добавил к прежним требованиям ещё одно - живучесть компонентов и их повышенный ресурс.
Два:
Командование специальных операций ВВС США и Lockheed Martin не смогли добиться успеха с испытаниями лазерной «пушки», которую уже несколько лет планируется установить на самолёты AC-130.
ВВС США потерпели неудачу в установке лазера AHEL на самолёт AC-130J Ghostrider, сообщает The War Zone со ссылкой на Командование специальных операций воздушных сил.
«После выполнения важных испытаний на высокой мощности в ходе наземных тестов под открытым небом твердотельная лазерная система AHEL столкнулась с техническими проблемами... Эти проблемы задержали интеграцию [системы] на назначенный самолёт AC-130J Block 20», - сообщили в командовании.
<...>
Концерн Lockheed Martin получил контракт на реализацию системы AHEL в 2019 году. Первоначально предполагалось, что лётные испытания AC-130J с системой AHEL состоятся в 2021 финансовом году, однако сроки тестов неоднократно переносились. Из бюджетных документов Пентагона, на которые ссылается издание, следует, что в 2025 году финансировать испытания AHEL военные уже не будут.
Три:
Согласно проекту оборонного бюджета на 2025-й финансовый год, Пентагон получит 850 миллиардов долларов. Из них флот запросил 257,6 миллиарда. Сумма колоссальная, сравнимая с бюджетом всей Народно-освободительной армии Китая. И тем не менее даже морякам придётся ужиматься. Большая часть этих денег пойдет на наведение порядка и технические работы: многие корабли и судоверфи требуют серьёзного ремонта.
<...>
Общая стоимость кораблестроительной программы на 2025-й финансовый год - 32,4 миллиарда долларов, на 400 миллионов меньше, чем на 2024-й. Под нож пошла одна из двух многоцелевых АПЛ типа Virginia. При этом флот получит два эсминца типа Arleigh Burke, фрегат Constellation, универсальный десантный корабль San Antonio и один средний десантный корабль, к строительству которого только приступили. Однако возникла проблема с буксируемой гидроакустической станцией для "Констелейшен" - в США проект никто не осилил, пришлось заказывать во Франции.
В три раза урезали финансирование программы перспективного палубного истребителя шестого поколения F/AXX. В этом году на него потратят полтора миллиарда долларов, в следующем - 500 миллионов. По планам Пентагона, этот самолёт отправит на пенсию "старичков" F/A-18 Super Hornet, чтобы служить вместе с F-35C в качестве основных машин тактической авиации флота на протяжении 2030-х. Но когда он встанет в строй - неизвестно.
Сдвинули вправо и проект большого безэкипажного надводного аппарата (LUSV - Large Unmanned Surface Vehicle). Первый Пентагон рассчитывал получить в 2025 году, ещё два - в 2026-м и по три в 2027-м и 2028-м. Теперь всё отложили на два года. Между тем LUSV - важное звено американской концепции флота будущего. Ему отводится роль плавучего арсенала, который наносит удары по целям, указанным с берега или другого корабля.
Непонятная ситуация и с авианосцами. Заказ очередного, пока обозначаемого как CVN-82 проекта Gerald R. Ford, с 2028-го финансового года сместили на 2030-й. Соответственно, продлят сроки эксплуатации авианосцев типа Nimitz, которые должны были списать ещё в 2023 году. Dwight D. Eisenhower уже оставили как минимум до 2026-го.
<...>
Редеют и ряды "литоральников" (LCS, Littoral Combat Ship - боевой корабль прибрежной зоны). ВМС спишут сразу два вымпела - Jackson и Montgomery. Это сравнительно новые корабли, переданные флоту в 2015 и 2016 годах соответственно. Два первых, вступивших в строй в 2010-м и 2014-м, уже не в строю. Причина - очень проблемная двигательная установка. Но проекту Independence ещё повезло. Только в прошлом году отправили в отставку четыре LCS схожего и столь же молодого проекта Freedom. Причины те же - технические проблемы.
Итого:
- запилить новый вертолёт - ниасилили в принципе;
- новую САУ - ниасилили в принципе;
- пиу-пиу лазер - ниасилили в принципе;
- буксируемую гидроакустическую станцию (!) - ниасилили в принципе;
- перспективный палубный истребитель - ниасилили в срок (и сомневаюсь, что осилят в принципе);
- большой безэкипажный надводный дрон - ниасилили в срок (и см. мои сомнения пунктом выше);
- новый авианосец - ниасилили в срок и вряд ли ли осилят вообще когда-нибудь;
- боевые корабли прибрежной зоны - ниасилили в принципе.
И это, стесняюсь заметить, новости только за март. Да и то - наверняка не все, я вполне мог пропустить что-то по теме.
Внимание, вопрос: это точно Самая Тихналогичная Держава Мира, или речь о насквозь прогнившем и стремительно ветшающем государстве, унутре коего сидит легион финансовых распильщиков (см. меткую карикатуру
здесь), выполняющих ту же роль, какую в живой природе играют жуки-древоточцы?
Ну и на десерт - пара контрастирующих примеров - из Оплота Свободы и из ужасно отстающей Этой Страны.
Первый, краткий и ёмкий:
Два года назад администрация Байдена инвестировала $7,5 млрд в строительство 5000 зарядных станций для электромобилей, построено всего семь штук.
Второй:
В Сочи завершил свою работу международный форум "Атомэкспо-2024", уже давно превратившийся в важнейшее событие в мировой атомной индустрии. В "изолированную" Россию в гости к Росатому, являющемуся хозяином Форума, приехали 4500 делегатов из 75 стран. Этот интерес легко объяснить. Темой Форума стали технологии атомной энергетики нового, четвёртого поколения. А именно Росатом является в них лидером и законодателем мод.
Что такое четвёртое поколение? Так называют реакторы на быстрых нейтронах с металлическим теплоносителем. Это замкнутый ядерный топливный цикл, предполагающий извлечение плутония из отработавшего ядерного топлива и изготовление из него нового топлива для быстрых реакторов. За время топливной кампании нарабатывается столько же плутония, сколько и сгорает, так что цикл можно повторять практически бесконечно - это по сути вечный двигатель.
Технологии четвёртого поколения позволяют выделять из отработавшего топлива самую вредную и опасную его составляющую, так называемые минорные актиниды, и дожигать их в быстрых реакторах. Это в тысячи раз уменьшает долгосрочный риск, связанный с хранением радиоактивных отходов, образующихся после работы реакторов. И, самое главное, четвёртое поколение - это абсолютная невозможность радиационных катастроф, подобных чернобыльской или фукусимской, требующих эвакуации населения.
Россия одновременно развивает две технологии четвёртого поколения - натриевые и свинцовые быстрые реакторы. По натриевым у нас огромный задел. Опытно-промышленные БН-350, БН-600 и БН-800 совокупно отработали почти 80 лет. Если добавить сюда ислледовательский БОР-60, то более 130. Технологии отработаны в деталях, сегодня пришло время их серийного строительства.
Проект БН-1200 завершён и проходит процедуру лицензирования, он оптимизирован по экономическим показателям, разработчикам было предъявлено требование об ограничении стоимости строительства на уровне серийных ВВЭР-1200. Само строительство начнется в 2027 году на площадке Белоярской АЭС в Заречном, недалеко от Екатеринбурга. Ввод в экслпуатацию - в середине 2030-х годов.
Сооружение революционного свинцового реактора четвёртого поколения БРЕСТ-300 под Томском идет полным ходом. Первый бетон залили в 2021 году. Два месяца назад начался монтаж корпуса реактора, а в понедельник в время церемонии открытия "Атомэскпо - 2024" в режиме телемоста
запустили первую технологическую линию по производству ядерного топлива для инновационного реактора.
Запуск в эксплуатацию намечен на 2027 год. БРЕСТ строится сразу со всей "обвязкой". Это не только реактор, но и производства по переработке отработавшего топлива и изготовлению из него нового. По сути это целый комплекс технологий четвёртого поколения, который должен продемонстрировать работоспособность замкнутого ядерного топливного цикла.
После того, как он отработает несколько лет и докажет право на существование свинцовой технологии, будет принято решение о сооружении по ней больших промышленных реакторов, аналогичных БН-1200. Вероятно, их запуск произойдёт ближе к концу 2030-х годов.
Запилят ли в любимом нашем Мордоре вечные реакторы на быстрых нейтронах для промышленной эксплуатации? К гадалке не ходи.
Починят ли в нормальной-то стране за океаном за 10 лет обычный автомобильный мост, построенный ныне доживающим поколением
железных дедов, на смену коим пришли соевые внуки-трансформеры? Есть сомнения.
Но отстали от эльфов, конечно, мы, а не наоборот.
Я на Хабре читал.