Происхождение и развитие христианской иконографии.
Все исследователи считают, что образ появился в христианском искусстве изначально
[1]. Церковное предание связывает первую икону с чудом, совершенным Самим Господом Иисусом Христом. Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь (Абгар) V , царь государства Осроены со столицей в Эдессе, правивший в 4 г. до н. э. - 7 г. н. э. и 13-50 гг. н. э., с прозвищем Уккама или Ухомо, то есть «чёрный», больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.
Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь написал на ткани Нерукотоворенного Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Так появилась первая икона - Нерукотворный образ Спасителя. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.
Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотворный Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь. За всю историю Своего существования, до захвата Его крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворный Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу.
[2] Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление», где изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» - Путеводительница. И Сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисисе, то есть обращенной ко Христу с молитвой.
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. По авторитетному мнению проф. Л.А.Успенского, «все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».
[3] Подавляющее большинство памятников церковного искусства, особенно в восточной части христианского мира, было уничтожено иконоборцами, а позднее крестоносцами, отчасти и просто временем. О том немногом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить, в частности, по фрескам катакомб, в особенности римских. В этих катакомбах со II-IV веков сохранились произведения христианского искусства, носящие символический, либо повествовательный характер. По словам И.К.Языковой: «развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии». Этот «библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении».
[4] На стенах катакомб, на предметах домашней утвари мы находим множество символических изображений, раскрывающих религиозные переживания первенствующих христиан.
Крест - важнейший символ христианства, знак победы Христа Спасителя над грехом и смертью.
Корабль, ассоциативно связанный с Ноевым ковчегом, воспринимался как символ Церкви - спасительного ковчега.
Якорь (иногда якорь-крест) - символ христианской надежды.
Рыбы (рыба) - древний христианский символ, связанный с тем, что греческое название рыбы «ἰχθύς» «ихфис», образуется из первых букв фразы «Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» «Иисус Христос Божий Сын, Спаситель».
Лоза - символическая иллюстрация указания Господа Христа на Себя как на благодатную лозу: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоанна 15,5).
Пальмовая ветвь, бывшая атрибутом императорских триумфов - символизирует райское блаженство.
[5] Виноград - символ Евхаристии.
Птица - символ человеческой души. Часто встречаются изображения птиц, клюющих виноград.
Пеликан - символ Христа Спасителя и Евхаристии. Древние верили, что пеликан кормит своих птенцов собственной плотью. Господь преподал Свое Пречистое Тело всем верующим в него.
Павлин - символ вечной жизни
[6] Агнец - символ Истинного Агнца, Господа Иисуса Христа(Иоан.1,36)
Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Так часто встречается изображение Орфея, играющего на лире. Он был символом Христа, привлекающего стадо словесных овец.
Еще одним из распространенных символов было изображение Христа под образом Доброго Пастыря. Это изображение можно назвать уже почти иконой Христа Спасителя.
Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно Наиболее древнее дошедшее до нас Ее изображение относится ко II веку Изображается Она и в сцене поклонения волхвов, в Благовещении (катакомба Прискиллы) и в Рождестве Христове (катакомба св. Севастиана, IV в.) Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками Такое изображение подчеркивает Ее роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов.
[7] Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, одним словом, все разнообразие христианской иконографии.
[8] [9] [1] Энциклопедический словарь. Т.XII-А. Изд.Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон. С. 904.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%EE%EF%E8%F1%FC_(%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF)
[2] http://zograf.ru/avgar.htm [3] Успенский Л.А. Цит.соч.
[4] Там же.
[5] Энциклопедия для детей. Аванта +. Искусство. Т.7, ч.1. М., Изд.Аванта+, 2001. С.174.
[6] http://www.restoreforum.ru/biblioteka-restavratora/knigi-o-restavracii/knigi-po-restavratsii-ikon/232-lektsii-po-tserkovnomu-iskusstvu [7] Успенский Л.А. Указ соч.
[8] Успенский Л.А. Указ соч.
[9]