Апокалипсис II:6 и соблазны инкультурации

Dec 16, 2013 18:06

Известно, что христианство скандально, оно соблазн для иудеев и безумие для еллинов, но в то же время оно должно быть проповедованно и среди иудеев, и среди еллинов. И вообще всем народам даже до края земли. Как? Завуалировать соблазн и сделать менее безумный вид? Как быть одновременно подзаконным для подзаконных и чуждым закону для чуждых закона - иудеем для иудеев и еллином для еллинов, оставаясь подзаконным Христу, оставаясь верным Ему?
Конечно, говорить о Христе необходимо на том языке и теми образами, которые понятны слушателю. Было бы странно, если бы св. Патрик, апостол Ирландии, проповедуя островитянам упирал на философию, метафизику и зачитывал перед варварскими королями апологии в духе св. мч. Иустина Философа. Не менее странным показался бы проповедник, взобравшийся на ступени храма Сераписа Александрийского и бесхитростно заявивший: "Мой Бог сильнее вашего! Сейчас я вам это докажу гоняя змей". Но есть и границы допустимого.
Был один из числа архидиаконов, звали его Николай, так вот он очень даже стал еллином для еллинов, очень уж их языком начал проповедовать. Вот так и стал ересеначальником-гностиком, о котором написано в Апок. 2:6.
Куда уж проще, придя к аборигенам Австралии сказать, что почитаемый ими дух съедобной личинки Витчети, надо заметить - добрый и могущественный дух - и есть Христос. Или поставить крест недалеко от стоянки индейцев Северной Америки и сказать, что это тотемныый столб Маниту. Или довольно просто, придя к детям рассказать о Христе, Его Церкви, Его страшной жертве и славном воскресении как о приключениях Супермена или Бетмена, секретной миссии космического пришельца, как о любом сказочном персонаже. С хиханьками, хаханьками и пусканием слюней. Дети так Его и воспримут, поставив в один ряд с несуществующими Дедом Морозом, Бабайкой и Зубной феей, а когда придет время выбросят Его, ведь взрослому странно всерьез верить в сказки.
Дети воскресных школ - и в этом я совершенно уверен - не дебилы и не дикари, которые в своем традиционном житии не умеют, да и не нуждаются в навыках мышления, наши дети - умнички, их не надо обманывать подсовывая подделки под Маниту или духа личинки. С ними можно поиграть, одеваясь Дедом Морозом, с ними можно поговорить и о серьезном. Но подчеркнув, что сказки - это сказки, а Евангелие - это всерьез.
Я так думаю.

для подумать, non ex cathedra

Previous post Next post
Up