Мир все больше дистанцируется от Церкви

Mar 05, 2019 12:09

Интервью о. Рафаила для «Религия БГ»
Отец, какова Православная Церковь в начале ХХІ века? Какие ее отличительные черты?

Церковь, как мистическое Тело Христа и продолжающаяся Пятидесятница, не изменяется, а остается тождественной самой себе в пространстве хроноса. Но человеческий элемент Церкви не изолирован от мира и, поэтому, не может не подвергаться влиянию окружающей духовной и социальной среды. Мир все больше дистанцируется от Церкви. Отличительной чертой современной Церкви является борьба с открытым сатанизмом, который в прошлые века прятался в подполье.

2. В чем отличие нынешней Православной Церкви от Православной Церкви в древности?

В древней Церкви вера и жизнь были неразделимы друг от друга; а теперь понятие веры для многих становится только синонимом вероисповедания.

3. Какие самые опасные явления для православных ныне? Объясните их подробнее, пожалуйста.



Это дух современного либерализма и связанная с ним духовная секуляризация. В области рассудка секуляризация проявляется как модернизм и релятивизм; в области воли - как конформизм и гедонизм, в области чувства - это замена духовного душевным и страстным.

4. Часто люди спрашивают друг друга: «Неужели живем в последних временах?». Каков Ваш ответ и почему?

По святоотеческому учению последние времена это эра, которая началась после Рождества Иисуса Христа, когда исполнились пророчества Ветхого Завета, и открылось миру вечное Евангелие. Новых откровений в области веры уже не произойдет - третьего завета не будет. Последние времена - это старость истории, но старость может быть продолжительной и краткой. В Апокалипсисе начертаны общие контуры истории, но даты от нас скрыты.

5. Святые Отцы говорят, что в последних временах не будет уже благодатных старцев. Есть ли их еще и где они?

Благодатные старцы будут до тех пор, пока будут послушники, способные вместить их учение. В наше время надо искать не прозорливых, а благочестивых наставников, чтобы не ошибиться.

6. В своих сочинениях Вы часто цитируете свт. Игнатия (Брянчанинова). Одновременно с этим, существует множество современных богословов, которым он не так уж «нравится»; считают его резким и крайним. Ваш комментарий - это так в действительности?

Гуманисты и либералы считают христианство жестокой доктриной и, поэтому, стремятся или уничтожить его, или извратить его смысл - заменить «комфортным» христианством. Святой Игнатий (Брянчанинов) оказался «виновным» в том, что посмел бескомпромиссно сказать правду о нравственном и религиозном падении современного ему общества.

7. В некоторых своих сочинениях Вы противопоставляетесь некоторым современным русским богословам (дьякон А. Кураев, проф. А. Осипов). Пожалуйста, объясните почему? В чем сущность их отступления?

В их лекциях и статьях содержатся концепции и взгляды, несовместимые с церковно-богословским Преданием. Приведу пример. Профессор Осипов применяет принцип дополнительности Бора в богословии. Стремясь соединить гуманистический апокатастасис с верой в Единую Церковь, он в виде дополнительности изобрел гипотезу о встрече душ умерших с Христом в аду, где Христос и апостолы «катехизируют» эти души и «крестят» их. Здесь «новая церковь в аду» должна стать объединяющим дополнением. Этот принцип вводит релятивизм в догматику, то есть вечные истины делает относительными понятиями.

Отцу Андрею Кураеву я указывал на его модернистические зигзаги. Я также не могу согласиться с его «романтическим» увлечением - воцерковить рок-музыку, как средство для миссионерства.

8. Прошу определить и объяснить Ваше отношение к экуменизму.

Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви.

9. Существует ли благодать у инославных и раскольников?

Начнем с того, что мы подразумеваем под словом «благодать». Божество трансцендентно (запредельно) миру в Своем существе и имманентно (сообщаемо) через благодать. В Паламическом смысле слова, благодать это действие, энергия, и динамичные свойства Божества. Здесь надо уточнить о каких Божественных действиях мы говорим?

В православном богословии различаются несколько действий благодати; а западные схоласты даже насчитывали до 15 видов благодати. Само мироздание и Промысл Божий в жизни человека есть также действие Божества. Предваряющая, или призывающая, благодать касается души человека до его обращения к Христу, но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви.

10. Существует ли глобальный религиозный терроризм или это просто выдумка?

В мире существуют разные религии, конфессии и секты, с различными нравственными представлениями, как в принципиальных, так и казуальных проблемах. Я думаю, что кроме тоталитарных и сатанинских сект, отношение к террору у большинства последователей религий отрицательно.

11. Кто самый большой враг Православия сегодня?

Агрессивный либерализм, старающийся разрушить нравственность.

12. Существует ли причащение без исповеди? Некоторые считают, что это «протестантское Православие», а для других это оправдание придобытия Божией благодати. Ваше мнение?

Думаю, что причащения без исповеди не существует. Разногласие состоит в том, что обязательно надо ли исповедоваться перед каждым причастием тому, кто причащается часто, несколько раз в неделю. В соборных правилах на это указаний нет. Этот вопрос относится не к канонам, а традициям, сложившимся в Поместных церквях.

13. Как отличить истину от не истины?

«Церковь - столп и утверждение истины»; все, что не согласуется с Преданием Церкви, оказывается духовной ложью.

14. Демоны в современном мире - какие они и где?

Демоны изгнаны с небес и обитают в поднебесье, на земле и, как в своем царстве, преисподней. Но хуже всего, когда они, через наши грехи, обитают в нас.

15. Сектанты очень модные и таким образом они умеют привлекать новых последователей. Тоже самое и с нью-эйдж движениями. Как Православному быть «модным»?

Мода - это подделка под прихотливый вкус мира, это маски, сменяющие друг друга. Церкви достаточно ее вечной красоты; приобщение к этой красоте делает саму человеческую душу прекрасной.

16. Традиционно наш последний вопрос - Каково ваше пожелание к читателям РЕЛИГИИ БГ?

Желаю, чтобы Болгарская Церковь и народ сохраняли бы, как духовное сокровище, неповторимый язык Кирилла и Мефодия!

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Здесь

Современное, богословие, апостасия, подвижники наших дней

Previous post Next post
Up