Нынешнее, предшествующее празднику Рождества Христова, воскресенье называется «Неделей святых отцов». В данном случае имеются ввиду ветхозаветные прародители Спасителя, почему во время Литургии и читается евангельское родословие Иисуса Христа. Интересно, что приведенное в Евангелии от Матфея родословие Спасителя, не имевшего земного отца, не является в собственном смысле его плотским родословием, поскольку относится к его мнимому отцу Иосифу. Но поскольку, согласно иудейским законам, Иисус все же был сыном Иосифа, Матфей приводит это родословие. Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет этот момент так: «Почему Евангелист представляет родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие имел Иосиф в бессеменном рождении? Иосиф не был истинный отец Христов, чтобы от него вести родословие Христа. Слушай! Правда, что Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому следовало бы представить родословие Богородицы: но поелику закон запрещал вести родословие по женской линии: то Евангелист и не представил родословие Девы. Впрочем, показав родословие Иосифа, он вместе с тем показал и ее родословие: ибо был закон не брать жен из другого колена, ни из другого рода, а из того же колена и рода (Числ. 36,6). И как был такой закон, то явно, что в родословии Иосифа представляется и родословие Богородицы, ибо Богородица была из одного с ним колена и рода, а иначе как бы она могла быть обручена ему? Таким образом Евангелист соблюл закон, запрещавший вести родословие по женской линии, но, показав родословие Иосифа, показал родословие и Марии. Мужем же назвал Иосифа по общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен».
Помнится, в советском кинематографе именно нынешним евангельским чтением иллюстрировали «занудность» и «бессмысленность» православного богослужения. На экране дряхлый иерей, позевывая, монотонно бубнил: «Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его…». И действительно, есть ли какой-нибудь прок в перечислении длинного списка порой непривычных уху имен во время Литургии? На самом деле, нынешнее евангельское чтение заключает в себе великий смысл. Во-первых, для человека знакомого со Священным Писанием и библейской историей при произнесении имени того или иного прародителя Господня, открывается целая жизнь, исполненная трудностями, подвигами, грехопадениями и восстаниями, явлениями промысла Божия. Жизнеописание святых отцов не только показывает нам, что история мира - это не бессмысленное совпадение событий, но и раскрывает перед нами смысл истории, в то время преимущественно состоявший в предуготовлении человечества к пришествию Спасителя. Святые отцы и праотцы Иисуса, и вообще все святые отцы - это и наши отцы также. Потому что суть данной преемственности не в плотском родстве, а в вере, благодати и обетованиях Божьих. Святой апостол Павел говорит: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». (Рим. 9, 6-8). Поэтому веру свою мы и называем «верой отеческой». Это духовное сыновство настолько выше плотского, насколько жизнь вечная выше жизни временной.
Ветхозаветные святые жили обетованием о грядущем Мессии. Они - христиане жившие до Христа. Явив великую веру, они, по человеческому, земному рассуждению, шли как бы в никуда, в неизвестность, твердо уповая на Господа. Они, по словам апостола «чрез веру покорили царства, сотворили правду, достигли обетований, заградили пасти львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, обратили в бегство полки чужих. Были женщины, которые получили мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, не приняв освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиты камнями, перепилены, подвергнуты пытке; умерли, убитые мечом; скитались в овчинах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и расселинам земли».
Именно в эти дни, в преддверии Рождества Христова мы вспоминаем и прославляем подвиги поколений святых отцов, предвозвещавших Его явление миру. Обратимся же к ним с молитвой о том, чтобы и мы должным образом восприняли спасение, содеянное для нас Христом на протяжении тысячелетий некогда чаемым ветхозаветными праведниками.
Иерей Димитрий Познанский