Leave a comment

arhipolemos December 25 2015, 22:06:16 UTC
==... высшие смыслы. А если они находятся в таком состоянии, как у современной европейской молодёжи, если они - уснувшие ( ... )

Reply

ie_1 December 30 2015, 12:30:51 UTC
Не совсем ясно, о чем вы говорите. Для того, чтобы как-то воздействовать на процесс, надо не концентрироваться на ситуациях, а создавать определённые ситуации, я бы даже сказал - системы ситуаций. Именно ситуационность поиска смысла представляется мне самым слабым местом у Франкла. Потому что возникает проблема: сегодня одни ситуационные смыслы, завтра другие. Честь ему и хвала и огромное уважение за то, что он помогал изверившимся людям найти смыслы, направляя их на эти ситуации. Он действительно настоящий психотерапевт. Но, по-крупному, разве логика ситуационности смысла годится для ответа на вызовы XXI века?
Что касается сна, соглашусь, конечно, спят не смыслы сами по себе, а человеческая способность с ними соединяться. Как было сказано у Тарковского: "У них орган этот, которым верят, атрофировался". Но это, уверен, никогда не может быть фатально.

Reply

arhipolemos December 30 2015, 15:06:50 UTC
Не совсем ясно, что "слабого" в утверждениях о ситуационности поиска смысла. Здесь нет противоречия глобальной стратегии, как вообще, жизненно-исторической стратегичности. Франкл также говорил о _воле к смыслу_. Это, по сути, та же _длинная воля_, способность идти до конца. Но это движение осуществляется через ситуации, а не в некоем парении. Насколько проявлено воли к смыслу, настолько острее совесть во внятии ситуационной встречности смысла. Насколько проявлено этой ситуационной внятливости, настолько воля действительно достигает дальних, больших целей ( ... )

Reply

stepan_pisahov January 1 2016, 15:50:12 UTC
Думаю, что как проблема феноменологии состоит в том, чтобы правильно выбрать явление, в котором выпукло выражен смысл, так и проблема психиатрии состоит в определении степени 'безумия каждого локального индивидуума'. Поток ситуаций несёт в себе порой прямо противоположные смыслы и никакое единство во множественности с противоречащими смыслами не получится.

Reply

ie_1 January 16 2016, 17:03:05 UTC
Проблема психиатрии, в конечном итоге, состоит в том же, в чём и проблема феноменологии - найти в индивидууме точки выхода на смысл, которые, по моему мнению, только и могут быть ресурсом преодоления безумия. Только с таким подходом можно преодолеть самую страшную черту современной психиатрии: она отказывает пациентам в личности или хотя бы в её ядре, то есть осуществляет их прямую дегуманизацию. Как известно, именно это привело к появлению антипсихиатрии. Но, раскритиковав этот подход, она не смогла предложить никакой состоятельной альтернативы ему.

Reply


Leave a comment

Up