Нынче стоит на дворе золотая осень, мечта поэта, фотографа и задрота-инстаграмщика. В походо-прогулки тоже не плохо ходить в это время - не жарко, не холодно, мухи не кусают. А глаз радуется. В общем, в субботу зову странников на прогулку по Старогатчинскому лесу - пройтись десяток-другой километров, познакомиться с дотами Красногвардейского укрепрайона, пообщаться, ибо давно не виделись.
На Балтийский вокзал выехал из деревни пол-седьмого на маршрутке, а потом пересел на метро. Приехал на час раньше отправления элки в сторону Луги (которая в 9:35). Время провел в аптеке (нахожусь в состоянии простуды), потом подкрепился горячим чаем и фастфудом, погулял в окрестностях вокзала. Покупая билет, столкнулся с тем, что остановка на 29 км (Лесное) отсутствует в базе терминалов. То бишь, остановка в расписании значится, а билета до нее купить нельзя. На кассе точно такой же пердимонокль. Взял билет до Верево (дороже на 10 рублей) и написал ребятам "в контакте", чтоб были в курсе недоразумения.
В итоге, на остановке 29 км, которая все таки существует, вышло нас 8 человек. Вокруг непроглядная белесая марь. Утром вроде и солнце, и небо голубое, а тут прям диверсия - не то что ориентир поймать, впереди идущего товарища не увидишь.
Посёлок Лесное ничем особо не примечателен - из тумана проглядывались очертания скромной жилищной застройки, состоящей из деревенских и нескольких пятиэтажных коробок. Довольно долго мы плутали среди гаражей и свалок по грязной раскисшей каше. Я уж начал волноваться, что народ начнет роптать на своего "Сусанина". Но преодолев около километра грязных дорожек мы вышли к пожарному водоёму с помостом. Хоть какое-то видовое разнообразие.
На отшибе посёлка стоит наверное единственное интересное здесь сооружение - Башня Инка (Веревская башня). Построена она в начале 20 века для снабжения водой разрастающегося Царского села.
Из Интернета:
История водоснабжения Царского Села начинается в начале XVIII века, когда по повелению императрицы Екатерины I устраиваются первые пруды и прокладываются каналы в летней резиденции императоров. Уникальность гидросооружений царскосельских парков с момента появления первых из них состояла в том, что они сразу строились как единая водная система.
В 1887 году в Царском Селе начинает сооружаться городской водопровод с двумя водонапорными башнями - Орловской у Орловских ворот и Певческой в непосредственной близости от дворцов. Назрела необходимость проложить в Царское Село закрытый водовод, строительство которого началось в 1901 году службами Министерства путей сообщения, в ведении которого тогда находились все водопроводы. Таицких ключей.. После проведенных изысканий оказалось, что наилучшим источником являются Орловские ключи, как по месту расположения, так и по количеству и качеству даваемой ими воды. Открытие состоялось 5 октября 1904 г., а пуск воды для снабжения Царского Села осуществлён 1 мая 1905 года. Таким образом, за сравнительно короткий срок был осуществлен грандиозный комплекс работ по водоснабжению Царского Села, отдельные элементы которого используются и в наше время.
Во время производства изысканий и постройки водовода в 1900-01 гг. Орловские ключи давали от 22 000 до 32 000 м3 воды в сутки. Расположены они в 13 верстах на юго-запад от Царского Села и в 2 верстах от Таицких ключей. В 1905 году вода Орловских ключей самотеком по двум чугунным водоводам диаметром по 760 мм длиной 840 метров поступала в бассейны водоподъемной станции. В машинном отделении были установлены три поршневых паровых насоса. Каждый насос мог подавать от 334 до 724 кубометров воды в час на высоту до 40 метров. Насосы качали воду по чугунному трубопроводу диаметром 610 мм общей протяженностью 13,9 км, проложенному в земле на глубине 2,1 м, в резервуары Орловской и Певческой башен Царского Села. На самом высоком месте по линии водовода между Орловскими ключами и Царским Селом был расположен запасной регулирующий резервуар объемом 1315 кубометров.
Этот резервуар располагался в большой башне, построенной по проектору инженера Инка. Башню так и называют «Башня Инка» или еще «Веревская башня» (от названия поселка - Верево). По некоторым данным, Орловские ключи питают пол-Гатчины до сих пор, но в это верится с трудом, глядя на нынешнее состояние башни. Крыши у нее давно уже нет, нет и внутренних перекрытий, хотя были всего несколько лет назад. До весны 2000 года в башне оставался внутренний резервуар, гигантская башня из металла - как бы котел, помещенный в бутовый футляр. Внутри башни все еще лежат трубы водовода, сохранился бассейн и часть металлоконструкций, однако большая их часть уже порезана и украдена. Тем не менее, рядом проходит живая ветка Орловского водовода, из дыр в трубах и специальных отводов бьёт чистая, еще ключевая на вкус вода.
Надо сказать, место действительно достойное для посещения. Правда, местные считают своим долгом превращать и саму башню, и окрестности в помойку. Хорошо, ещё мерзотные граффити не испортили вид снаружи.
Лесное осталось позади, идём полями по колее, иногда просто сквозь сухие, отмершие травяные заросли. Наконец-то показалось солнце, туман отступил. Направление держим в основном на юг, забирая чуть на восток, где в полутора километрах проглядывался Старогатчинский лес.
Лес этот вроде ничем не примечателен, но это только на первый взгляд. Грибов в нем не много, а те что есть моментально оказываются в корзинах у грибников. Зато гулять по нему приятно - тропы все набиты, болот практически не встречается. А на южной границе стоят хорошо сохранившиеся доты Красногвардейского УР. Основная задача этой линии укреплений - прикрытие подступов к Ленинграду со стороны Красногвардейска (Гатчина). Но до дотов ещё дойдем (а до некоторых и нет). Сейчас увы, наметилась не хорошая тенденция, связанная с тем, что лес зажимают в тиски. Со стороны Питера готовится масштабное строительство города-спутника Южный. Юго-западная сторона леса уже огорожена заборами отстроенного коттеджного посёлка. Увы.
Передать лесные осенние красоты гораздо лучше смогут фотографии, нежели мои слова. Некоторые я взял у друзей, у них гораздо лучше.
Сильно в дебри мы не углублялись, потому что доты расположенных как раз по кромке леса. Пройдя около двух километров по перелеску, выходим на заливные луга у поселка Бугры. У народа вырвался стон восторга (обычно от моих походов стоны разве от мышечного оргазма) - далеко уходящее поле с разбросанными тюками сена достойно картины Васнецова.
С этой (юго-западной) стороны Старогатчинского леса снова появилась цивилизация - сперва встретили орду квадроциклистов. Из леса доносится рев моторов и крики развлекающихся мужиков. Эх, думаю, ведь прокатится такая орда, испоганит все тропы. И нам не пройти, и земле плохо.
Потом заревело уже в воздухе - пролетел истребитель, скорее всего с Пушкинского аэродрома.
Прошли ещё чуть чуть и уткнулись в забор коттеджного посёлка Горки-лэнд. Огородились местные князьки стенами, словно лорды Вестероса от иных, одичалых и прочих грамкинов. По этой причине
дот под номером КО-2 мы так и не увидели.
Дот КО-3 стоит вне застройки и надеюсь таким и останется. Удивительное дело. Живу рядом с этими местами, деревня и деревня, хоть и Питер практически. А 77 лет назад здесь решалась судьба государства. Многими не любимое, с отвратными, античеловечными чертами, но фрицы по уродливости своего строя смогли нас переплюнуть. Народ шел в ополчение, строил казематы, рыл окопы, воевал до последнего.
Из Интернета:
ДОТ под 45-мм казематную артустановку ДОТ-4. Центральный сектор Красногвардейского укрепрайона. Сооружен в июле-августе 1941 года по приказу командования фронтом. В доте и прилегающем участке держали оборону воины-ополченцы 270-го ОПАБ, входившего в состав 2-й гвардейской дивизии народного ополчения Ленинграда. Находился на рубеже второй линии обороны укрепрайона, держал под обстрелом шоссе Гатчина-Пушкин, по которому проходило отступление советских войск 11-13 сентября. Захвачен противником 14.09.1941 г. Обстреливался в лоб прямой наводкой, однако насквозь пробить не смогли. Возможно, экспериментальные или учебные немецкие стрельбы уже после захвата советской линии обороны. Мемориальная доска: "Здесь в сентябре 1941 года сражались ополченцы 270-го отдельного артиллерийско-пулеметного батальона Народного ополчения города Ленинграда. В батальоне каждый пятый был учеником 9-х и 10-х классов 8-й специальной артиллерийской школы Ленинграда". Рядом железный крест с мемориальной доской: "Ветераны 8-й спец. артиллерийской школы и местные жители поставили этот поминальный крест нашему 270-му ОПАБ в шестидесятую годовщину сентябрьских боев 1941 г."
Рядом с дотом находится деревня Корпиккюля. Переходим до нее и сворачиваем к урочищу Виллази (ранее - одноимённая деревня), где стоит ещё один дот - Ко-5.
Урочище в свою бытность завораживало тишиной. Заберешься так на замшелую верхушку дота и сидишь, размышляешь, пуская мудрые корни в мох. Сейчас не так. В одном углу мужички из деревни шабашат бензопилой, в другом выросло фермерское хозяйство. Со стороны трассы доносится непрерывный гул. Жизнь бьёт ключом.
А дот кстати без отметин войны. Уцелел. По внешнему виду мало отличим от предыдущего.
Оставшуюся дорогу вплоть до остановки одолели, но чуть не потонули в грязях деревни Пудомяги. Трактора основательно разбомбили грунтовки. Перед маршруткой завел народ на чай, покумекали чутка и на остановку.
Отправив всех на маршрутке по домам, сам в магазин и в баню, лечить простуду. Хоть и больной, а маршрут дался легко, усталость пришла только вечером. Ну, до новой, подумал перед сном.
17.10.2018