Интересная и ce qu’on appelle взвешенная книга
Черевко К. Е. Серп и молот против самурайского меча (2003).
Если на Западе Германия настолько хорошо играла роль абсолютного зла, что даже сталинский СССР оказался силами добра, то на Востоке это соотношение отнюдь не столь однозначно.
Японцы были ненадежным союзником Германии, и на силы зла тянули никак не больше, чем все остальные.
13 апреля 1941 г. Советский Союз подписал с Японией договор о ненападении сроком на 5 лет - до апреля 1946 г. Договор, в частности, оговаривал, что если одна из сторон хочет его денонсировать - то есть не продолжить, то она обязана об этом предупредить за год, т.е. 13 апреля 1945 г. В этот день Молотов объявил японскому послу, что СССР не намерен продолжать договор после 1946 г. Посол задал вопрос, верно ли он понимает, что до 1946 г. договор действителен. Молотов крутил-крутил, но в конце концов все же посол выжал из него что-то, что он воспринял как подтверждение. Это было опубликовано в японских газетах.
В действительности принципиальная договоренность, что в течение 3 месяцев после окончания войны с Германией СССР выступит против Японии, была достигнута в Тегеране в 1943 г.
Договор о ненападении имел самые разные приложения. Примерно 8.2 млн тонн (47 %) грузов, шедших в СССР из Америки по ленд-лизу, шли через Тихий океан. Значительная их часть шла во Владивосток и другие порты на Японском море через пролив Лаперуза (Википедия пишет Perouse strait), то есть между двумя японскими островами. С началом войны на Тихом океане японцы ввели ограничения, запретили проходить через Сонгарский пролив (между Хоккайдо и Хонсю) (это важно, потому что пролив Лаперуза замерзает, и если не через Сонгарский, то надо идти в обход Японии через Цусимский), ограничили проход через пролив Лаперуза светлым временем суток и проч.
Понятно, что после начала войны весь этот поток не мог идти на американских судах, а шел исключительно на советских - то есть тех же американских, переданных Советам.
Японцы возражали против перевозок по проливу военных грузов, поэтому через пролив Лаперуза везли грузы общего назначения, а собственно военные грузы везли в Петропавловск, там частично разгружали и везли через мелкий Татарский пролив.
Все это порождало, конечно, постоянные недоразумения и выяснения отношений, но в целом работало.
У японцев были встречные претензии: советские мины на подходах к Владивостоку иногда отрывались во время бурь и представляли опасность для японских судов. 5 ноября 1941 г. на такой мине подорвался пассажирский пароход "Киби-мару". По Гаагской конвенции морские мины должны быть устроены так, чтобы обезвреживаться при отрывании, и советский посол настаивал, что советские мины устроены именно так, а японцы привели доказательство, что советские мины не обезвреживаются, и предъявили осколки от мины, на которой подорвался "Киби-мару". С другой стороны, при захвате японцами Гонконга был разбомблен советский корабль, находившийся там на ремонте, а другие два увезены в Японию. Такие недоразумения происходили постоянно, но, поскольку ни та ни другая сторона не хотели обострения конфликта, все продолжалось.
Автор пишет, что нет ни одного случая атаки советских кораблей японскими подводными лодками, но 6 кораблей были потоплены американскими подводными лодками - разумеется, по ошибке.
У японцев были концессии по добыче нефти на северном Сахалине. Советские власти требовали прекращения добычи нефти, потому что она противоречила союзническим отношениям с Америкой, но японцы тянули с прекращением и окончательно прекратили в конце 1943 г. (Напомним, что войну с Америкой Япония начала в ответ на эмбарго на продажу японцам нефти).