Тимоти Снайдер в одной из своих статей пишет:
We remember, for example, that the Japanese diplomat Chiune Sugihara saved several thousand Jews by issuing them transit visas from Lithuania in 1940; what is often overlooked is that these Jews were fleeing not the Holocaust, which had not yet begun, but the threat of Soviet deportations.
Кажется
(
Read more... )
Тимоти Снайдер - очень талантливый историк, знает много языков (редкость для американца), который выбрал путь славы через русофобию (а начал - с укоренившейся в мире, что у нас, что в США, симпатии к "национально-освободительным движениям"). Есть очень обоснованная критика его последних работ, даже в США. Есть несколько мест, где про евреев он лжет откровенно, чтобы выгородить поляков и украинцев и обвинить великорусское население - как почти всегда, увы, бывает, русофобия и антисоветизм у Снайдер практически неразличимы.
Здание японского посольства сохранилось, там мемориальная доска Сугихаре. Кстати, знаменитая, крупнейшая в мiре иешива "Мир" эвакуировалась по визам Сугихары через Москву по Транссибирской магистрали в Японию, а затем в Шанхай и, наконец, в Иерусалим и Нью-Йорк не из Вильнюса, как часто ошибочно пишут, а именно из родного города Индре (куда они бежали из собственно Мира после присоединения Западной Белоруссии к СССР) - по крайней мере, там была часть иешивы, по литературе не совсем ясно, возможно, ППС и студенты разделились на несколько групп, которые потом соединятся уже с визами Сугихары на руках. Про это есть небольшой стенд в одной из двух бывших синагог.
А еще в Каунасе красивый мемориал (не Мединский заказывал) памяти восстания Фронта литовских активистов 22 июня 1941 г. - в небольшом парке около вокзала, который был разбит на месте кладбища, где во второй половине 1950-х гг. несколько раз собирались антисоветские демонстрации, - потому и снесли - кладбище было смешанным, следовательно, с одного угла парка - мечеть (одна из четырех сохранившихся в Литве), с другого - две православные церкви (единственные действующие новообрядческие церкви в Каунасе, поскольку огромный кафедральный собор был переделан в католический).
Ясное дело, почему восстание "спонтанно" началось именно 22 июня, есть архивные публикации, второе толкование там попросту невозможно. Фронт литовских активистов не просто уничтожал евреев (причем не как коммунистов, а именно как евреев), но делал это открыто. Получается, это, видимо, единственный памятник в мире, в общем прославляющий нацизм. Хотя этот Фронт нацисты тоже использовали, эти активисты потом жаловались Гитлеру, что они служат верой и правдой, а их обижают.
Reply
В своем посте я цитирую Снайдера ровно один раз - в первой строчке, а дальше пользуюсь совершенно другими материалами. В данном случае Снайдер совершенно прав: по визам Сугихары люди бежали не от немцев, а от большевиков. Ну, или вообще бежали. Есть дневник раввина из ешивы Тельш, который подробно день за днем записывает события. Антирелигиозные закручивания гаек начались булвально с первой же недели прихода большевиков, поэтому мотивы руководства ешивы понятны. О том, что через год начнется война с немцами; что Красная Армия будет разбита; что литовцы будут вместе с немцами убивать евреев - догадаться было невозможно.
Среди прочего, руководство ешивы было недовольно студентами, которые, чтобы получить какие-то связанные с отъездом документы от советских властей, поехали их получать в нарушение субботы. Субботу нарушать можно в случае непосредственной опасности для жизни. Таким образом, руководство ешивы не считало, что есть непосредственная угроза для жизни.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment