Меональное

May 26, 2020 23:23

Данный бред есть поток сознания с некоторым градиентом на тему искусства. Поэтому его критика будет бесполезна.

Давно хотел сказать.
Не раз видел, как полощут имя младшего Бондарчука.
И вправду его фильмы "Сталинград" и "Притяжение" я не смог досмотреть. Бросил минут через 15-20. Вероятно, потому, что сценарий был современный.
Но "Обитаемый остров" мне лично нравится. Смотрел не раз и ещё буду смотреть. Ностальгия по творчеству Стругацких (к которым, впрочем, я уже отношусь не так, как раньше, но не хочу забывать то хорошее, что получил от них в своё время), плюс хорошая киношная работа: что ещё нужно кинолюбителям, вроде меня.
Главный герой подкачал, но замысел режиссера понятен и соответствует духу книги. Остальные действующие лица хороши или почти хороши.
У Бондарчука не получилось вполне, но нельзя сказать, что не получилось вообще. Впрочем, художественное выражение идеальности всегда будет ошибочно. А главный герой Стругацких должен был быть почти идеальным, как себе представляли идеальность сами Стругацкие. Изобразить такого идеального или ошибочно идеального героя ещё сложнее. Не стоит упрекать режиссёра в том, что он не смог сделать то, что могут сделать несколько человек во всей истории человечества.
Картина зависит от масштаба художника: у гения ошибки выражаются как всечеловеческая трагедия. Обычного художника обвиняют в примитивности.
Но Бондарчук в этом фильме не примитивен. Бондарчук просто молодец. Спасибо ему за то, что сумел прилично оживить старых идолов советских недорослей. Ведь по большому счёту больше это никому не удалось.
Ни Тарковскому, ни Фляйшману, ни Герману не удалось показать прелесть романов Стругацких. Бондарчук приблизился к этому настолько, насколько это возможно в современном идейном окружении.
Не знаю, коробят ли кого выкрики Странника о "законах истории" в перерыве между мордобоем "а-ля Матрица". Меня коробят из-за полной чуждости современному мировосприятию. Но эти мелочи тоже пытаются вырвать фильм Бондарчука из нашего примитивного культурного пространства. Я не могу предположить, почему он оставил в фильме эти совершенно неуместные слова. Они разрывают непрерывность логики сюжета, но сцепляют исторические времена.
И вместе с тем этого всего нет в фильме по замыслу режиссёра. Это отзвуки отзвуков в книгах Стругацких. Есть наш современник, который пытается понять некую пародию на непонятно чьё прошлое в рамках неопределённых критериев добра и зла.

Меональное

Previous post Next post
Up