Пара соображений о старообрядчестве
Предлагаю к рассмотрению следующие утверждения.
1) Старообрядчество есть факт органического усвоения православия русским народом.
2) Старообрядцы - это не русские протестанты.
Во многих современных рассуждениях о религиозности русского народа часто можно встретить отрицание такой религиозности. При этом в качестве доказательства приводятся события во время Революции, когда люди спокойно смотрели на разрушение церквей и погром Русской Православной Церкви. Не знаю, впрочем, насколько такое мнение распространено. Существует масса и других взглядов: от символического понимания народа-богоносца до признания православия как болезни, отвернувшей нас от европейского пути. У меня сейчас нет задачи спорить со всякими ущербными мнениями.
Здесь я приведу всего лишь одно соображение в пользу органического усвоения русским народом православного вероисповедания. Не навязанное "сверху", но идущее "снизу", не случайное, но веками воспроизводимое культурное явление должно считать именно органически усвоенным, пронизавшим своими корнями духовное поле русского народа. Я говорю о старообрядчестве.
Соображение же основано на очень простом факте духовных старообрядческих стихов. Это именно народное творчество, в отличие от псалмов полностью - и музыкально, и поэтически - рождённое на русской почве.
Ранее в 1972-2000 гг. были проведены многолетние этнографиеские изыскания, о которым можно прочитать в статьях Е.Б. Смилянской "Книжная премудрость и избрание пути спасения старообрядцами Верхокамья на рубеже ХХ-ХХI вв.(
вот тут), Макаровской М.В. Напевы духовных стихов Верхокамья (
вот тут). Легко можно найти и ещё статьи, посвящённые русским духовным стихам, а также сами записи исполнения.
В первой статье, в частности, пишется следующее.
В рассуждениях о вере верхокамских старообрядцев понятия греховности, иерархии греха занимают едва ли не главенствующее место. ...
Чаще всего мы получали ответы, что единственный путь спасения для грешника - в покаянии. При изучении всего объема записей бесед о вере и спасении, собранных в течение работ в Верхокамье, обнаруживается, что рассуждения о спасении через добрые дела встречаются в записях значительно реже рассуждений о молитвенном искуплении: для спасения нужно лишь «прощаться и плакать...», «прощаться со слезами», «на пол кланяться и плакать» («Все Господь грехи простит, если плакать, даже смертоубийство, даже Июду бы простил»...
Никакого сомнения нет в том, что здесь выражено православное мировоззрение. И тут же видно сильное отличие старообрядцев от протестантов. Мнение о том, что старобрядцы - это наши протестанты, я встречал часто. Вероятно, это мнение родилось на том основании, что старообрядцы составляли значительную часть русского купечества. Однако такое положение дел может быть объяснено тем стеснённым положением, которое занимали старобрядцы в русском обществе. Иначе в протестанты придётся записывать и евреев, которые тоже весьма много занимались торговлей.
Ключевое положение Лютера, принятое в более жёсткой форме Кальвиным, означает спасение только посредством веры. "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения" (Формула согласия, 1580). Логика такого вывода у протестантов следующая.
Мы не можем определить, сколько нужно сделать добрых дел, чтобы искупить хотя бы один грех. Может быть, христианин уже сделал больше, однако даже при этом он остаётся в неуверенности - достаточно ли. Однако в отношениях с Богом не может быть такой неопределённости. Христос уже искупил все наши грехи, и потому достаточно быть верующим. "Вера - не знание того, что Бог существует ..., но уверенность в том, что мне грехи прощены ради Христа" (Апология Аугсбургского исповедания, 1530). Но добрые дела всё же нужно делать, ибо "закон должен быть исполняем".
Можно видеть, что в важных положениях протестантизма совершенно иначе, чем у старобрядцев подаётся главная тема христианства - спасение души.
В заключение приведу текст уже достаточно известного духовного стиха 17-го века "Душа прегрешная", также исполняемого старобрядцами Верхокамья.
Душа моя прегрешная, что не плачешься?
Ты плачь, душа, рыдай всегда:
Тем утешишься.
Не успеешь ты тогда плакати,
Когда приидет смерть.
А по смерти грехи твоя обличат тебя.
Скинь одежду ты греховную в покаянии.
А не скинешь ты - грехи свои ада не минешь.
Страдалицы венцы носят на главах своих.
Они песнь поют архангельскую:
Аллилуия, аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Послушать можно
здесь.
Эта музыка и её содержание внутри всё переворачивают. Это русское.