Посмотрел фильм "Мастер и Маргарита" какого-то режиссера с американским гражданством и к тому же и заукраинца, у которого это то ли второй, то ли третий фильм вообще.
Фильм получился отличный, хотя не имеет с булгаковской идеей почти ничего общего.
Фильм с антисоветскими мотивами, которым автор, похоже, отдаёт предпочтение, и антисоветские элементы даны в фильме на грани примитива. Не знаю, что хотел в этом направлении высказать автор, но высказывание у него не получилось. Штампованная идея о страданиях таланта в условиях коллективного хозяйства и плановой экономики сильно смазана совершенно параллельной чертовщиной, которую, возможно, автор думал привязать к фантастическо-советской действительности. Но это у него не вышло.
Зато получилась оригинальная история, свежая и, по-своему, эстетически верная.
Провальные роли у всей свиты Воланда компенсируются тем, что вся эта свита на вторых ролях. Сюжет фильма соответствует названию романа в большей степени, чем сюжет самого романа. Это фильм про мастера и про Маргариту. Ну, и немного про Воланда. Немецкий актёр, однозначно, лучший Воланд из тех, кого я видел.
Некоторые ходы - латинский язык в сценах в Иудее, обновлённая Москва с Дворцом Советов и регулярным дирижабельным сообщением, - отличные.
То, что мне хотелось бы увидеть в той истории, я описывал
вот тут, но это едва ли кто возьмётся снимать. Однако, всякое отсутствие юмора в истории, созданной заукраинцем-клипмейкером с американским гражданством, оказалось ближе к реальному замыслу Булгакова, чем в других экранизациях этого непростого романа.
Возможно, и даже скорее всего, режиссёр пытался сказать то же самое, примитивно-антисоветское, что до него говорили очень многие, которых уже позабыли или скоро позабудут, но не могу отдать должного, видимо, настоящему художнику, нарисовавшему всё-таки картину, которая сможет жить своей жизнью, не связанной с замыслами своего создателя.