Тогда лучше сразу в первоисточнике (у OECD). Это достаточно давняя программа определения уровня способностей школьников в базовых областях (чтение, математика, естественные науки). На их сайте должны быть резюмирующие отчёты, если интересно. Сейчас как раз вышел последний (в декабре).
Что касается интеллекта, то это довольно сложное и многослойное понятие. Я бы не стал утверждать, что оно исчерпывается исключительно социальными либо биологическими факторами. Скорее они работают в связке, и биологические особенности мозга, сформировавшиеся эволюционно за длительный период, являются базой, на которой выстраивается всё остальное. Например, способность к изучению человеческой речи в принципе явно не является результатом направленного действия социальной среды (так как мы, насколько я могу судить, всё ещё не понимаем, как этот механизм работает у младенцев, чего уж там говорить об управлении им). Поэтому говорить об оглуплении вообще довольно бессмысленно, так как биологическое устройство мозга, характер нейронных сетей, биохимические процессы - всё это фиксировано в рамках десятков тысяч лет. С другой стороны, более сложные, пластичные и высокоуровневые навыки вроде критического мышления действительно могут поддаваться внешнему воздействию в относительно небольших временных рамках. Например, по тем же результатам PISA видно, что ковид и соответственно удалёнка в обучении привели к значительному ухудшению показателей у текущей когорты.
Я начал, было, писать возражения. Но потом подумал что, в-общем, я даже не дилетант. Если бы я продумал эту тему раньше, то я отвечал бы Вам как-то иначе.
Не могу поддержать разговор об интеллекте, за что извиняюсь и сожалею, так как общение с Вами никогда не было для меня не интересным. ЗЫ Всё ж таки фильм нехороший, чем бы то ни было вызвано.
Невозможно иметь глубокие представления сразу обо всём :)(Я и сам в этой дискуссии пишу как экономист с общими соображениями, а не как заправский биолог или когнитивный психолог, хотя у них тоже специфичные представления).
Что касается интеллекта, то это довольно сложное и многослойное понятие. Я бы не стал утверждать, что оно исчерпывается исключительно социальными либо биологическими факторами. Скорее они работают в связке, и биологические особенности мозга, сформировавшиеся эволюционно за длительный период, являются базой, на которой выстраивается всё остальное. Например, способность к изучению человеческой речи в принципе явно не является результатом направленного действия социальной среды (так как мы, насколько я могу судить, всё ещё не понимаем, как этот механизм работает у младенцев, чего уж там говорить об управлении им). Поэтому говорить об оглуплении вообще довольно бессмысленно, так как биологическое устройство мозга, характер нейронных сетей, биохимические процессы - всё это фиксировано в рамках десятков тысяч лет. С другой стороны, более сложные, пластичные и высокоуровневые навыки вроде критического мышления действительно могут поддаваться внешнему воздействию в относительно небольших временных рамках. Например, по тем же результатам PISA видно, что ковид и соответственно удалёнка в обучении привели к значительному ухудшению показателей у текущей когорты.
Reply
Если бы я продумал эту тему раньше, то я отвечал бы Вам как-то иначе.
Не могу поддержать разговор об интеллекте, за что извиняюсь и сожалею, так как общение с Вами никогда не было для меня не интересным.
ЗЫ
Всё ж таки фильм нехороший, чем бы то ни было вызвано.
Reply
Reply
Leave a comment