Дочитал "Ветры, ангелы и люди"... и начал перечитывать

Mar 17, 2014 01:07


V - Va - Vampire… Нет никакой возможности сосредоточиться на добрых чудесах, если с тобой ходит голодный вампир, которого надо по этому поводу срочно покормить булочками. Обойдя петлёй вокруг “Додо” и завязав эту петлю узелком через дорогу у Братьев Караваевых (там было тоже не протолкнуться) пошли через Старосадский и Трёхсвятительский -- наверх, наверх, наверх (и пришли, конечно, в банальный "Атриум", какие там чудеса).

Хотя ещё раз поклонились по дороге выставке Параджанова и пропеллерам, флюгерам и подсолнухам перед входом. Как маленькое утешение.

* * *

На тот момент, то есть примерно в 16:00 16-го марта, я остановился на кошке и драконе. Я ещё только начал принюхиваться и почувствовал, чем всё закончится! Так что и нечего было соваться в парфюмерную лавку за чудесами. Все необходимые мне чудеса я носил в кармане.

Так вот, “Дом для кошки и дракона” -- на этом (только на этом) рассказе я заметил, что чудесные истории этой книжки не просто “отражаются” друг в друге (как иногда отражают друг друга материальный и “тонкий” план повествования), и не просто складываются вместе, чтобы дать суммарный эффект, а сплетаются, склеивают свои реальности воедино, залечивают разрывы, превращаются в общее пространство.

И вот -- так бывает на рассвете или после грозы -- сначала появляется одно только светлое пятнышко, и из него пробивается один лучик, второй, и -- вдруг только что бывшая хмарь оказывается солнечным днём. Излеченное от смерти, от зла, от страха пространство сюжетов, городов, людей, ангелов и ветров, мгновенно расширяясь, не успеваешь вздохнуть, как включает в себя всё больше и больше того, что ты помнишь из только что прочитанного, и из прочитанного ранее, и написанного другими, и памятного откуда-то с детства. И вот уже и файонский Штарх, и канатная дорога, и -- Лейн! Лейн! (И Каперна, и Зурбаган, и Гель-Гью, и Лисс, в самом деле, чувствуется, тоже неподалёку).

Мда.

Это вам не Филиппа “Буратино” Карловича по гугл мапсу через всю Европу отслеживать или стоять у него же над душой со свечкой и секундомером. Тут другой компас нужен и другие часы. На самом деле все эти иные просторы настолько неожиданно возникли из “онтологии детства” второй половины книжки, что я как-то ещё до сих пор не осознал, где я и что я, и что это за новый Макс Фрай, незнакомый, чудной и чудесный. Чудо мелькнуло где-то рядом, но точно по эту сторону текста. Этот опыт я надеюсь повторить.

Даже если не -- конечно же, я помню: "Главное - не отчаиваться и спокойно ждать. Каждый, кто однажды попал на Темную Сторону, обязательно туда вернется... Все, что ты можешь сделать, - быть наготове. Всегда. Потому что случиться может все что угодно - в любой момент" ©

В любом случае, это было потрясающе. И ещё будет...

* * *

PS. (17.03.2014)

...И начал перечитывать. И понял ещё больше. Как каждое слово стоит точно на своём месте (начиная с пещеры, шума, зеркала, света, смеха). Как увертюра рифмуется с кодой. Как развивается тема смерти и тема детства, как обращаются они, сливаются в общем развитии, как точно это всё сделано... Должен сказать, что с точки зрения музыки новая книжка Фрая это что-то особое. Концерт для василиска, дракона, кошки и всего мира с оркестром из разноцветных ветров...

* * *

(Пещера, конечно, платоновская тоже. Но кто из неё вышел на этот свет в самом конце? Кто вернулся домой? Я? Макс Фрай? Улыбка, которую я в пятницу мельком увидел, привстав на цыпочки в толпе?)

книги, Ветры ангелы и люди, Макс Фрай

Previous post Next post
Up