Aug 28, 2008 00:00
Ура-патриоты говорят, что международного права больше нет, что ялтинская система разрушена, и очень радуются этому. Однако не предлагают ничего взамен. СССР продвигал социалистический проект. Но после 1991 года Россия вошла в рамки западной идеологии, которую, вроде бы, пытается сейчас отбросить, чтобы выйти из чужой тени. Понятно, что если Россия не представит собственного нового проекта мироустройства, альтернативного западному, то вряд ли она сможет собрать вокруг себя союзников и вряд ли сможет соперничать с Западом - просто потому что по умолчанию действует западная модель, а в её рамках Россия сейчас выглядит мелкой и довольно гадкой шпаной.
Я думаю, что та идея, которую может предложить Россия, и которой она de facto уже начала следовать - это отказ от принципа территориального суверенитета.
Есть уже пример государств без территории: например, Хезболла, обладающая властью, армией, большим бюджетом, помогающая своим "гражданам" в рамках многочисленных социальных проектов, но не имеющая территории. Не нужно пугаться довольно скверной репутации этой организации: первопроходцы часто бывают не слишком приятны собой. Более приятный для западного человека пример - сионистское движение, обретшее страну, но изначально функционировавшее без территории.
Другая сторона того же явления - это транснациональные корпорации, на волне глобализации получающие влияние практически в произвольных уголках планеты. Они приобретают и некоторые функции государства, в основном финансовые и фискальные (повышение цены на газ - что это, если не налог?), но также и связанные с безопасностью (например, известно, что в России Газпром и Роснефть имеют право сами охранять свои трубопроводы).
Также существуют крупные фирмы, функционирующие как частные армии и работающие по контракту - лучший пример можно видеть в Ираке (компании "Blackwater", "Erynis" и другие). Функции государства размываются и продаются. Возможно, когда-нибудь все министерства будут функционировать как частные фирмы, и их услуги будут привлекать победившие на выборах кандидаты на условиях тендера... Но это особый разговор.
Главное отличие Газпрома, Хезболлы, Blackwater и других современных феноменов от собственно государств - то, что они не имеют суверенной территории. Однако территориальный суверенитет порождает многочисленные проблемы, вышедшие на поверхность в 1990-е годы в виде многочисленных самопровозглашённых государств и территориальных конфликтов. Отказ от принципа незыблемости границ и от границ как таковых вводит новую, постиндустриальную, почти виртуальную реальность и даёт возможность решения этих проблем.
Принципом должно стать: где русские, или где Россию хотят видеть - там и Россия. Крым - несомненно российский. Восточная Украина. Брайтон Бич и Израиль - наши. И так далее. В сущности, этот же принцип исповедуют мусульмане в своём понятии дар-аль-ислам. Россия тоже становится "уммой", для которой главный принцип - русский вправе не подчиняться нерусскому, вправе признавать только русскую власть - так же, как мусульманин не может жить под властью язычников.
Это будет очень жёсткий и некомфортный мир. Чтобы быть последовательной, России и самой придётся отказаться от "незыблемости" прав на свой "ареал", и защищать его оружием, если кто-то чужой заявит на неё права. На очереди конфликты не только со странами СНГ, но и с Китаем. Это будет мир тоталитарных идеологий, этнических чисток и бесконечных локальных войн. Но если посмотреть внимательнее, этот мир уже настал, всё так уже и есть, и довольно давно.
будущее,
Грузия,
конспирология,
favorite,
национализм,
новое государство,
война