Ужасно не люблю, когда придираются из-за ерунды. А того хуже, когда придираются к неудачной фразе, не обращая внимания на действительно важный смысл.
Все цитируют фразу Андрея Фурсенко о том, что "задача образования - взрастить потребителя".
"Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное - взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими".
Ах, кричат, грядущий хам! неандерталец! питекантроп! наверняка кто-то вспомнил "гения-потребителя", кадавра профессора Выбегалло из "Понедельника" Стругацких. Как будто человека -- каждого! -- в самом деле можно лишить творчесткого начала и превратить в жрущего потребителя. Да ведь нельзя: и учителя никуда не денутся -- не Фурсенко же будет всех детей учить! -- и родители по-прежнему будут требовать от школы результатов, будут искать школу получше, и по-прежнему будет существовать конкуренция школ хороших с лучшими... Не говоря уже о том, что творчество совершенно неотделимо от природы человека (каждая произнесённая фраза, каждая самая убогая мыслишка -- уже творчество). Так что понятно, что слова г-на Фурсенко, как они цитируются и воспринимаются, слишком далеки от реальности; к тому же общеизвестно косноязычие нашего министра образования. Разумным людям имело бы смысл не придираться к убогому министру, закидывая его шкурками от бананов, а попытаться понять и поразмыслить -- даже не о том, что имеет в виду министр, а что для общества сейчас важно и насущно.
Советская школа воспитывала, конечно, не творца (подобное сравнение с Богом, возможно, и мелькало где-то на задворках чьего-то подсознания, но не воплотилось). Воспитывали тружеников и солдат. Солдат - автономная боевая единица, в одиночку выполнит задачу, а на отдыхе сварит кашу из топора. Для этого образование давалось вполне традиционное по направлению для эпохи просвящения и ранней НТР -- изучались основные науки "от аза", чтобы любой выпускник знал хотя бы в общем, как что работает в механизме природы. Идеал -- инженер Сайрус Смит из романа Жюля Верна, создавший на необитаемом острове почти цивилизованную жизнь практически из ничего, из того, что было под ногами. Ещё один хрестоматийный пример - Робинзон Крузо.
Однако всё это и правда XIX век. Век XXI требует чего-то другого. Робинзон и Сайрус Смит в нашем представлении -- что-то вроде прежнего времени дачников, строивших свои хилые хибарки своми руками, куда им до предприимчивых людей нового времени! Строить жизнь теперь надо иначе. Мир меняется, за десять школьных лет он способен измениться до неузнаваемости. Стало больше информации, и она умножается и растёт с огромной скоростью. Наука весь XX век отходила от представления о природе как больших сложных часах с шестерёнками: частью науки стало Непознаное и может быть даже Непознаваемое, возникла Неопределённость (хотя бы в добром старом смысле Гейзенберга). Изменилось и положение России: мы уже не один из двух пупов земли, и глобализация стучится в наши двери.
Не буду высказывать свои некомпетентные мнения, но министерство явно имеет некое представление, которое и пытался так неудачно выразить Фурсенко. Как можно понять по разным другим выступлениям и заявлениям, они хотят воспитать не столько "потребителя", сколько "пользователя" -- человека, умеющего приспосабливаться к изменяющимся реалиям мира, свободно использующего имеющиеся (в первую очередь информационные) ресурсы.
Вот только на простые образы это не ложится никак. Противопоставление Творца и потребителя ужасно. Но если сравнить человека XIX века с Робинзоном, то что встанет рядом в качестве альтернативы - Пятница? Ведь он действительно обладал способностью приспосабливаться к изменившемуся с появлением Робинзона миру, принял глобализацию (уплыл вместе с Робинзоном), но при этом воспринимал все новые явления, совершенно не разбираясь в их механизме. Это ли образ нашего Homo Nova?
Это действительно вопрос. Я пока не знаю ни одного варианта ответа, не могу придумать и не слышал от других. Нет нового Дефо, чтобы написать образ героя информационного века...