Учеба на инструктора йоги: Индия vs Россия

Aug 28, 2014 18:22

Оригинал взят у shakty в Учеба на инструктора йоги: Индия vs Россия
После моей позапрошлогодней статьи в «Yoga-journal» про учебу в индийском институте йоги SWYASA мне до сих пор периодически приходят вопросы от читателей. Стоит ли ради учебы ехать в Индию, или можно обучиться здесь (благо, курсов полно)? Что дают зарубежные курсы, а что нет? Насколько сложно учиться в Индии? И т.п.
Наконец, я решила написать свой сравнительный и краткий анализ - индийской и российской учебы. На истину не претендую, но сатью обязуюсь соблюдать )



В России я заканчивала девятимесячный тичерс-курс в «Пране». Но, насколько знаю, у других долгосрочных курсов программы схожие. В Индии я училась на месячном экспресс-курсе инструкторов йоги в SWYASA, и буду говорить о нем, а также отчасти о тех курсах и школах, в которых учились мои знакомые.
Продолжительность курсов, кстати, не является отличием. И в России, и в Индии сейчас - огромное разнообразие самых разных вариантов учебы для будущих Гуру. Российские йога-центры также предлагают различные «экспрессы» длиной от двух недель до месяца, иногда с выездом на море. А в индийских институтах есть годичные и трехгодичные курсы, откуда люди выходят уже не просто инструкторами, а и йогатерапевтами.


Содержание учебного процесса.

В каждой стране курсы построены с точки зрения целесообразности - исходя из представлений о ней у русских инструкторов и индусов. Курсы в России очень практичны: ученики изучают основы анатомии и физиологии, травмобезопасность, отсройки асан, технику преподавания. О яме и нияме, карме и дхарме здесь, разумеется, тоже рассказывают - но в рамках уроков философии йоги.
В Индии йогическое мировоззрение - это основа основ, столп мироздания и центральная ось мира. По крайней мере, мира обучения. Большая часть лекций так или иначе касается именно философской стороны йоги - жизнь известных учителей, чакры, бхакти-йога, раджа-йога и просто множество тем о том, «как должно жить истинному йогину». Для российских инструкторов первая задача - грамотно и безопасно развивать тело ученика. В Индии тело, конечно, важно, но главная задача - направить ум ученика в нужном направлении. Помимо лекций на эту цель работает и все прочее расписание. В программу обучения входит и обязательный утренний сатсанг - пение фрагментов Бхагават-гиты и лекция одного из местных учителей, и обязательный вечерний бхаджан - пение шлок, сутр и других священных текстов. Присутствие на этих занятиях также отмечается. Ну, и карма-йога - утренняя трудовая повинность - идет сюда же, для смирения духа и очистки души от лишних терзаний. Ибо, когда тебе приходится голыми руками рвать колючие сорняки, или чистить овощи на кухне, ощущение «здесь и сейчас» становится очень понятной практикой.



Еще одно важное отличие. В России, как и в Индии на инструкторских курсах изучают медитативные практики и шаткармы (очистительные йогические процедуры). Только в России их изучают в теории. А в Индии - сразу на практике. Экзамен по медитации пока, слава Шиве, не ввели, а вот по шаткармам все отчитываются в обязательном порядке. Я вот лично никогда не забуду, как наш класс, выстроившись рядком вдоль чахлого газона, сдавал ваману-дхаути - то бишь дружно пил литры соленой воды, а потом вызывал у себя искусственную рвоту прямо на газон ))) Благо, мне хотя бы сутра-нети (чистка носа тонким резиновым шлангом) проблем не доставляла. А вот тем, у кого с ней были сложности, помогали инструктора. У меня до сих пор есть где-то фотография, где у моей соседки - сербки Марины - инструктор собственноручно вытягивает из горла второй конец злополучной «сутры». Вид у Марины крайне испуганный. Причем, слово «дезинфекция» в санскрите, видимо, отсутствовало, как теперь отсутствует и в индийской жизни. Шланги, ковшички и кувшинчики для джала-нети, а также прочие причиндалы ополаскивается по струей проточной воды - вот я и вся защита.



Технике преподавания обучают и в Индии, и в России. Подходы очень разные, но основательные и там и там. В обязательном порядке ученики во второй половине курса ведут какие-то фрагменты занятий, чтобы ощутить себя почти инструкторами. Вся разница в том, что в Индии ты ведешь занятия на английском.
Учеба на российских курсах не предполагает того, что человек резко сменит образ жизни, станет вегетарианцем, перестанет употреблять алкоголь и т.п. В Индии даже не ставят под сомнение, что может быть иначе.



В качестве резюме по этой части - список предметов.
Учеба в «Пране»:
- Практика асан (с набором баллов)
- Анатомия и физиология
- Отсройки асан
- Голосовые практики
- Философия
- Знакомство с некоторыми другими направлениями йоги
- Знакомство с пранаямой (преимущественно теория)
- Практика по самостоятельным занятиям
- Промежуточные зачет по всем предметам и довольно суровые экзамены в конце

Учеба в SWYASA:
- Практика, состоящая из тщательной разминки (суставной гимнастики) и освоения примерно 20 базовых асан с детальным разбором каждой
- Техника преподавания
- Многочисленные лекции по философии, истории, мировоззрению
- Подробное изучение биографии и учения Рамакришны и Свами Вивекананды
- Обязательное освоение шаткарм - теоретическое и практическое
- Медитации
- Тратака
- Пранаяма (преимущественно практика)
- Основы санскрита
- Карма-йога (час на простую трудовую деятельность)
- Обязательное присутствие на утреннем чтении Бхагават-гиты с последующей лекций (присутствие отмечается)
- Обязательное присутствие на вечернем мантра-пении
- Разучивание наизусть небольшого количества мантр и шлок

Интенсивность учебы

В России на многомесячных курсах учеба идет по выходным дням, как правило, через выходные, но иногда и чаще. На первый взгляд, кажется, что нагрузка не слишком велика. Но на практике с учетом самостоятельной работы, подготовки к зачетам и экзаменам, эти девять месяцев оказываются весьма интенсивными. Особенно, если совмещать их с офисной работой ) В итоге, не все выдерживают и доходят до конца курса. И еще меньше народу сдает экзамены и получает сертификаты.
В Индии учеба всего месяц, но - ежедневно. Здесь нет выходных, зато также есть промежуточные зачеты, финальные экзамены и написание курсовой работы. Сертификаты получают, в итоге, все. Но почти никто и не уходит посреди курса.
Здесь у вас нет свободного выбора и вопроса «быть или не быть». Вас не будут спрашивать - хотите вы питаться только рисом и папайей? Хотите ли вы просветления? Волшебный пендель понесет вас над землей, и очень скоро вы узнаете о себе много нового. Нет, не только то, что можно выжить при ежедневном подъеме в 4 утра. Но и то, что можно обходиться без привычных столовых приборов и есть руками даже суп. А также то, что вы можете выпить разом два литра соленой воды, запомнить, как звали кузенов Свами Вивекананды, говорить на санскрите и многое другое. Словом, хотите вы или нет, у вас случится полная чистка - не столько тела через шаткармы, сколько сознания через слом привычек и прежних представлений о себе и мире. Однообразная еда, очень плотный график, ранние подъемы, холодная вода, отсутствие выходных дней и контактов с цивилизацией за пределами института - все это очень мощно и уверенно приводит к ощущению «вне мира». И после выхода за пределы института ты чувствуешь, что изменился - так или иначе Индия привила тебя к себе, прирастила как посторонний побег, но ты уже никуда от нее не денешься.



Практика асан.

В России, помимо теоретических знаний и преподавательской техники, инструктор обязан иметь высокий уровень личной практики и изящно завязываться в узлы. На всех российских йога-курсах выпускной экзамен включает в том числе практику асан. В «Пране» работает балльная система: в течение всего обучения люди набирают баллы, свидетельствующих об их уровне практики. Если набрал ниже определенного количества - до экзаменов не допускаешься. В Индии же никто не гонится за количеством, разнообразием и сложностью асан. Во многих школах, а не только в SWYASA на инструкторских курсах дают лишь базовый набор асан - меньше, чем почти на любом уроке в России. Все эти асаны очень тщательно и детально разбираются, но в плане повышения своей практики подготовленный человек особо не продвинется. Хотя стоять на голове без опоры на стену меня научили именно в Индии. Очень хорошо разобрали асану. Ну, и возможности для опоры там просто не было ) Впрочем, Ширшасана была самой сложной из всех поз, которые разбирались на курсе. Никаких балансов, кроме «врикшасаны» (дерева), никаких прогибов, сложнее «уштрасаны» (верблюда). Для те, кому этого мало, вводились дополнительные уроки «advanced asans» - в единственный свободный между лекциями час.



Резюме:
Если выбирать с точки зрения будущего преподавания, я бы посоветовала все-таки российские курсы. Практической пользы от них явно больше. Но если есть возможность совместить, то не стоит отказываться и от индийских.
Потому что здесь ты все-таки получаешь то, что называется «погружением» в другую культуру, которая, как ни крути, породила йогу. И те вещи, которые на первый взгляд, кажутся бесполезными, постепенно дают свои всходы. Ты помнишь и знаешь, что йога -это куда более обширная область знаний, чем просто работа с телом.

Обучение, Йога

Previous post Next post
Up