https://vk.com/wall158359982_7657ПОМИНАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ старшего священника Леушинского монастыря протоиерея Александра Светловского (Новгородские епархиальные ведомости. 1915,№8, с. 286 - 288).
Слово, сказанное 6 января 1915 года перед отпеванием настоятельницы Леушинского первоклассного женского монастыря Игумении Таисии священником того же монастыря о. Александром Светловским.
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
«Блажен путь, в онъ же идеши днесь, душе». Настал час сказать дорогой нашей матушке Игумении Таисии последнее прости. В надгробном слове принято изображать заслуги почившего; но жизнь новопреставленной так многодетна, труды ее были так многосложны и многоплодны, что трудно сделать это в кратком слове.
Я ограничусь указанием лишь на то, что красной нитью прошло чрез всю ее многополезную деятельность. Унаследовавши от родителей богатые духовные дарования, высокообразованная, покойная все свои силы посвятила на служение Господу Богу и на благоустроение монастыря сего. Она прибыла сюда, в Леушино, в то время, когда здесь только зажегся и едва мерцал слабый огонёк иноческой жизни, когда здесь была только еще пустынька. И вот в течение почти 34-летнего ее настоятельства вместо пустыньки, мало кому ведомой, вырос первоклассный благоустроенный женский монастырь, распространяющий свет Христовой веры по всей здешней округе и далеко светящий за ее пределы.
С первых же шагов своей деятельности покойная поставила себе целью не только среди сестер утвердить благочестие, но и народ сблизить с церковью, дать ему возможность узреть и насладиться красотой Богослужения нашей Православной Церкви, удовлетворить его религиозные нужды. Для сей цели она строила храмы. Всю жизнь, до последней минуты, она хлопотала об устройстве их. Мысль о храме не оставляла ее и на смертном одре. Наряду с этим ей хотелось, и она домогалась, чтобы церковность, насажденная в монастыре, шла и далее за ограду его, входила бы во все стороны, проникала бы, так сказать, во все поры бытовой крестьянской жизни. С этой целью она завела одноклассную, потом двухклассную, наконец, и учительскую школы, которые существуют и доныне. Вы по опыту знаете, как здесь трудно, среди мхов и болот, при отсутствии сторонних средств создать и маленькую школку, а об устройстве более высшей, а тем более учительской, и говорить не остается. Но любовь чего не делает? И действительно, любовь покойной к святому делу смогла все это устроить.
Эта любовь не давала ей покоя. Заставляла ездить из места в место, из города в город. Я не преувеличу, если скажу, что треть времени ее настоятельства над монастырем прошла в отлучках, в пребывании на чужой стороне, с целью изыскания средств на построение храмов и школ, и возбуждения разных ходатайств, клонившихся к благоустроению монастырской жизни. Для большого успеха в привлечении пожертвований она сама брала на себя обязанности сборщицы на монастырь и терпела все те невзгоды, лишения и укоризны, которые неизбежны для лиц, занимающихся сбором пожертвований на святое дело. Иногда встречала и прямой отказ там, где хотела найти поддержку и содействие. Но она не унывала: любовь к обители все побеждала; монастырь быстро обстраивался и явился в том виде, в каком вы его находите. И если бы какой чужестранный богомолец зашел сюда и, осматривая эти величественные храмы и постройки, стал спрашивать: кем это сооружено, при чьем участии сделано, - так, за редкими исключениями, он
услышал бы одно имя - покойной Матушки Таисии! С обстраиванием монастыря шло и насаждение лучших порядков в целях благоустройства монастырской жизни. Путешествуя из обители в обитель, покойная, как пчелка, перелетающая с цветочка на цветочек, ко всему присматривалась, все изучала, все лучшее и полезное примечала и, что было возможно, пересаживала в свою обитель. Внешний порядок был доведен до высокой степени; он лег в основу устройства монастырской жизни и в других обителях: Турхове, Черноезерье, Ферапонтове, Череповецком подворье и даже в Петрограде. Но покойная хорошо понимала, что внешний порядок и внешнее расширение обители, без придания им внутреннего содержания, имеют очень небольшое значение, и потому старалась одухотворить, дать душу живу своим учреждениям. С этою целью она хлопотала о приезде в Леушино наших Архипастырей и высокочтимого приснопамятного молитвенника земли Русской, незабвенного отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского); она усиленно, слезно просила, чтобы они помолились и низвели благодать Божию на ее любимое детище, вновь обстраиваемый монастырь. Редко проходил год, когда не было в монастыре высоких гостей, наших Архипастырей, а о. Иоанн Кронштадтский в последние годы жизни своей неопустительно приезжал сюда и молился с нами вот в этом и прочих здешних храмах.
И не вотще была ее вера. В одно из своих посещений здешнего монастыря наш ныне здравствующий Архипастырь выразился так: « ваш монастырь находится под особым осенением благодати Божией. Да, бесспорно: это истина! Только особым действием благодати Божией и можно объяснить такой необыкновенно быстрый рост нашей обители. Такие молитвенники, как отец Иоанн Кронштадтский, и низвели эту благодать. Но эти сильные своею молитвою по чьим просьбам оказывались здесь? Что поднимало их руки к небу и исторгало слезы за обитель сию? По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне прествльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил: аще имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам». И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь! Со святыми упокой, Христе, душу усопшия рабы Твоея, новорпеставленныя Игумении Таисии».
Из книги «Венок памяти игумении Таисии Леушинской», изд. Леушинского Подворья Санкт-Петербург, 2002 г.
Видео кнцерта из С-Петербурга в 2015 году.
https://vk.com/video3085840_171032177https://vk.com/video3085840_171032212