Этот материал позаимствован из книги «М.В.Ломоносов. Избранные произведения», Северо-западное книжное издательство, Архангельск, 1978 г. Отрывок из вступительной статьи В.И.Коровина «Сподвижник просвещения».
"У Ломоносова встречаются два типа од - похвальные и духовные.
Похвальные оды писались поэтом на торжественные случаи придворной жизни. В них воздавалась хвала императрицам, особенно Елизавете, в царствование которой и протекала литературная деятельность Ломоносова. Однако традиционная, узаконенная форма похвалы императрицам не мешала поэту развивать свои любимые темы - прославление России и Петра, как просвещённого царя. Ломоносов восхвалял императрицу не потому, что искал чинов, наград. Он писал похвальные оды не из лести. Похвала в его одах наполнилась новым содержанием. Она стала носить не официальный, а условный характер. Вот, например, как начинает Ломоносов знаменитую «Оду на день восшествия на всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»:
Однако традиционная, узаконенная форма похвалы императрицам не мешала поэту развивать свои любимые темы - прославление России и Петра, как просвещённого царя. Ломоносов восхвалял императрицу не потому, что искал чинов, наград. Он писал похвальные оды не из лести. Похвала в его одах наполнилась новым содержанием. Она стала носить не официальный, а условный характер. Вот, например, как начинает Ломоносов знаменитую «Оду на день восшествия на всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою,
Своё богатство по земли.
Царствование Елисаветы прославляется, оно предстаёт величественным, богатым и прекрасным. Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печется о «счастье…. россов». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Ломоносов не скупится на чрезмерные похвалы. Однако, это лишь непременное условие, приступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещеннее, если бы императрица осуществила преобразования в духе Петровских дел. Похвалы Ломоносова относятся не столько к настоящему, которое для него, конечно же удивительно, сколько к будущему.
Похвала Елизавете превращается в общенациональный наказ:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течёт;
Богатство в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветёт.
Иначе говоря, развивай науки, дай простор национальной культуре, разрабатывай недра, готовь своих учёных, всячески способствуй просвещению и промышленному прогрессу, следуй по пути Петра".
"В духовных одах Ломоносов восхищён величием природы и одновременно испытывает "пиитический ужас" перед ней.
Эти два чувства - восторг и священный трепет - рождают "парение мысли". Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклониться перед её мощью. Он хочет понять законы природы:
Кто море удержал брегами
И бездне положил предел,
И ей свирепыми волнами
Стремиться доле не велел?
В самых обычных явлениях Ломоносов замечает действие скрытых сил стихии...."
(Стихотворение М.В.Ломоносова из той же книги)
Утреннее размышление о Божием величии.
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой до земли
И Божие дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков зиждитель Сам!
Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполнены Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель наш Господь!
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиётся радость твари всей.
Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.
1743 (?) год.