НАСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИНА Екатерины II Часть 2

Jan 23, 2020 15:20

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с вами тему, начатую вот тут вот: https://id77.livejournal.com/2965606.html

Итак...

О смелости и о пустом страхе и опасении

Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает.

Отдалять надлежит от глаз и слуха во младенчестве и от отроков в первые годы все то, что мысли устращать может, как-то: всякие пугалища, душу и ум утесняющие, которыми обыкновенно детей стращают и от коих делаются они робки, так, что не могут остаться одни, боятся своей тени, или дрожат в темноте. Все таковые пугалища и в речах употреблять не надлежит.

Буде, паче чаяния, дети чего боятся или опасаются, то поваживать их исподволь ко зрению того прежде издали, потом от времени до времени ближе, уменьшая в них опасность словами и доказательствами, сходственными детскому понятию, основанными на истине; или отвращая внимание детей от того, чего опасаются или боятся; или обращая опасение их в смех или шутку или представляя им то, чего опасаются в приятном виде, и, заставляя на то смотреть сперва издали, потом поближе.


Поваживать их высочества ходить по таким местам, где могут спотыкнуться без опасных следствий.

Буде который упадет, чтоб никто того не пугался и не спешил без нужды на помощь, дабы сам встал.

Буде помощь которому нужна, то подать, не торопясь.

Буде который от неосторожности упадет, тогда сказать, чтоб впредь осторожнее был и что человек не вырастет без таких приключений.

Наставление касательно учтивости и того, что потому от детей требуется


Поваживать детей к учтивости; учтивость основана на том, чтоб не иметь худого мнения ни о себе, ни о ближнем.

Отдалять их высочества от высокомерия, и им почести принимать с умеренностью. Что делать должно, детям пред кем бы то ни было, делать с пристойною смелостью, без замешательства, сохраняя почтение и уважение, к кому надлежит.

Поваживать детей, чтобы кланялись тем, кто им кланяется, и чтоб глядели на того, кто с ними говорит; но учтивость не в одних поклонах состоит, но в том, чтоб речи, взгляды, поступки, движение и поведение вести по тому, с какими людьми и в каком случае человек находится.

Чтоб ни в каком случае питомцы с умыслу не обижали никого, не показывали никому презрения и неучтивости; чтоб искали приобретать благоволение людей к себе ласковым и ловким обхождением.

Учтивость много зависит от ловкости и благопристойности, которая замыкается и соединяется во взгляде, голосе, словах, поступке, движении, обращении человека, почему приятно с ним обходиться, и обхождением тем он делает то, что другие им довольны.

Учтивый человек есть тот, который словами и обхождением своим делает то, что люди им довольны, хвалят его, а не охуждают.

Благоволение к роду человеческому, человеколюбие, уважение ближнего, почтение к человечеству, осторожность в поведении, чтоб не пренебрегать, не презирать никого, но показывать каждому учтивость и приличное уважение, бдение, чтоб поведение никому не обратилось в тягость, и обхождение с людьми добровоспитанными да служат в основание учтивости.

Поваживать детей, чтоб обходились учтиво словами и поступками со служителями и простолюдинами, чтоб с ними не говорили повелительно и с пренебрежением, или возвышая голос, или со спесью; но с благоволением пристойным к человечеству вообще.

Четыре вещи суть совершенно противны учтивости:

1- е) Природная грубость та, которая без снисхождения к другим людям не смотрит ни на склонности, ни на сложение, ни на состояние человека.

Неучтивый человек не смотрит на то, что другим, которые с ним, нравится или не нравится.

2- е) Пренебрежение к людям, непочтение, которое оказывается взгля дами, словами, поступками и движениями.

3- е) Осуждение словами и насмешкою поступков ближнего, умышлен ные споры и непрерывное противоречие.

4- е) Нрав, занимающийся мелкостями, который находит в оных всегда, что ни есть, к чему привязаться, осуждать и пересужать; также и лишняя учтивость несносна в обществе.

В обществе и разговорах детей поваживать должно оказывать почтение, уважение и благоволение к людям, обходяся со всеми учтиво, чтоб не перебивали речи никому, чтоб не спешили сказывать своего мнения, а ждали, чтоб у них спросили; чтоб не говорили весьма громко или утвердительно, или повелительным голосом; но говорили просто, без притворства и не возвышая голоса.

Наставление касательно поведения и того, что потому от детей требуется

Понеже желается видеть в детях сердце доброе, почтение к истине, склонность ко всякому добру, нрав, наполненный учтивостью и благоволением к людям и всякой твари, для того поведение детей не должно быть основано на ничего не значащей тонкости.

Поведение их высочеств да не будет притворное; учтивость же да будет аки природная и свойственная; и для того ни в каком случае от младенчества не отдаляться от предписанных правил, показывая вещи в прямом виде, отдаляя ум их высочеств от лжи и тонкости, поваживая откровенному поведению, почитать правду, повиноваться здравому рассудку, обходиться с людьми и в обществе вежливо.

Дети вообще неосторожны, забывчивы, непостоянны и резвы, и для того, когда провинятся от сих причин, а не от упрямства; то унимать их с тишиною и мало по малу приводить к поправлению.

Буде же окажется явное в них упрямство, либо непослушание, или презрение к напоминаниям тогда уже унимать их не мешкая.

Поведение много зависит от того общества с которым будут иметь обращение, и для того надлежит быть весьма осторожным в выборе тех людей, коих допускать до общества, или обращения, или обхождения с детьми.

Из сего не следует, чтоб в детях застенчивость и отдаление от людей питать нужно было; напротив того, да поощрятся в них ласковый прием всех людей, разговоры и приветливость с людьми, наипаче с теми, коих достоинства, заслуги, знание, приятство и учтивое обхождение имеют заставлять и поощрять детей говорить с людьми к ним приходящими, наипаче с благородными.

Их высочества младенчество проводили почти в женских руках, где внимание их неприметно старались обратить на то, чего от них требовалось.

Выходя из младенчества, утвердить в сердцах питомцев правила добродетели.

Приближаясь к юношеству, показать им надлежит по малу, исподволь, свет, каков есть, ограждая сердца их, колико возможно, от порочного; показать им порядок, связь, намерение и сообщества в людях, и вложить тогда в них те осторожности, кои нужны, чтоб пороки и порочное не выиграли у питомцев неприличную доверенность. Сказывать детям на словах примеры, дабы узнать могли, что те, кои стараться будут уменьшить в них доверенность к приставникам, послушание к нам и законам, почтение к родителям, - сие делают не в ином намерении, как для того, что сами хотят ими управлять или властвовать, обманывая и уверяя, будто дети уже могут делать по своей голове и смыслу.

Способ не быть обманутым в свете есть тот, чтоб знать свет.

И для того приготовить ум питомцев к терпению спора и упорства с холодною кровию. Показать им от чего упорство явное происходит и от чего потаенное; как принимать ласкательства и от какого сложения людей ожидать можно добрых заслуг.

Добро зело, чтоб различали свойства людей и в каких случаях прилично не примечать.

Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек достойный почтения.

Наставление касательно знания и того, что потому от детей требуется

Знать обращение в свете и обхождение, сходственное рождению их высочеств, и чем отличаться для них пристойно: вот в чем их знание быть долженствует.

И для того наивящщее дело приставников есть питомцам дать обращение учтивое, здравое понятие о вещах, поваживать их к обычаям добрым при всяком случае, вложить в них правила добродетели, послушание к нам, почтение к родителям, любовь к истине, благоволение к роду человеческому, снисхождение к ближнему; исподволь показывать им вещи, каковы суть и каковы быть должны. Поощрять в них охоту перенимать лучшее, любить достойное, почитать заслуживающее почтение, вселять в них стремление и прилежание, нужное к получению успехов и к преодолению препятствий, без чего счастливо достигнуть ни до чего не можно.

Учение же, или знание, да будет им единственно отвращением от праздности и способом к спознанию естественных их способностей и дабы привыкли к труду и прилежанию.

Буде в детях свободность духа не будет угнетаема приставниками то от игры к учению приступать они будут столь-же охотно, как к игре, и для того отнюдь их высочеств не принуждать к учению, но представлять им, что учатся ради себя и для своей пользы. Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, но добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая их высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Буде к которой новой науке охоты не имеют, тогда при них посадить учить приставленных к ним молодых людей, Клавдия с товарищи, как и по сию пору при них заведено.

Когда к какому учению, в которое время, или часы, охоты не имеют, тогда их высочеств к тому не принуждать; но прилежно избирать иной час, или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

Нарочитые книжицы, а именно:

1) Российская азбука с гражданским начальным учением,

2) Китайские мысли о совести,

3) Сказка о царевиче Хлоре,

4) Разговор и рассказы,

5) Записки,

Б) Выбранные российские пословицы,

7) Продолжение начального учения,

8) Сказка о царевиче Февее

составлены для их высочеств, по которым учились читать и писать, в коих включены правила первого их воспитания от младенчества. Те начертанные правила и впредь во многих случаях годиться могут и приставники оные правила при удобных случаях детям напоминать с пользою могут и на оные книжицы ссылаться могут, к чему же дети привыкли: ибо женщины то же делали, дети же читали и перечитывали те книжицы и правила те уже в них вселены и им свойственны и привычны. Те же отборные правила со временем могут быть и выучены наизусть.

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы их высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избирать по их вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

О походке и наружности

Доброй походке и наружности ни чем лучше выучиться не можно, как танцованием.

О языках

Языки и знания суть меньшая часть воспитания их высочеств. Добродетели и добронравие, состоянию и рождению их приличные, составлять должны главнейшую часть их наставления. Когда добродетели и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее придет ко времени.

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках, но чтоб притом не позабывали своего языка Русского и для того читать и говорить с детьми и по Русски, и стараться, чтоб говорили по Русски хорошо.

К знанию какого иностранного языка присоединить знание какое ни есть полезное на том языке как-то например: минералогию на латинском, произращение на немецком, зверей на французском, но немного вдруг, а один за другим без принуждения. Чтение Евангелия на разных языках, и сличая с русским, детям дает довольное знание некоторых в разговорах не обычных языков, как например: греческого, который должен почитаться главнейшим из тех языков, кои их высочествам полезны быть могут; ибо посредством его могут они приобресть многое знание. Сверх великого числа писателей, коих красота в переводах потеряна не столько от неискусства переводчиков, сколько слабостию и недостатком других языков, сей имеет преимущество пред другими столько же своею приятною гармониею и игрою мыслей, сколько и изобилием. Технические его слова, к наукам и художествам принадлежащие, означают существо самой вещи и приняты во все другие языки. Пока дети учатся языкам, начать географию общую и частную Российской Империи.

О учении

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое: читать, писать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами. За сим:

География, начав с России, Астрономия, Хронология, Математика.

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и научение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от инаго чего происходит.

Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

Потом следовать может история, нравоучение, правила закона гражданского. К сему служить может Наказ Комиссии уложения и Учреждения для управления губерний Российской Империи, законы Российские, ибо, не знав оных, и порядка, коим правится Россия, знать не могут.

На каждом языке для чтения избрать книги писанные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать, или пред ними читать, то есть все то, что может умножить в них знание и просвещение то, которое им нужно; например: естественная история, математика, художества, как снять чертежи или делать разные опыты.

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и ее производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык стараться, чтоб знали как возможно лучше.

В тоже время могут прилежать к учению правил верховой езды, фехтования, волтижирования, плавать, бороться, ружьем метать, из лука стрелять и всему тому, что телу придает силу и поворотливость.

Желательно, чтоб военной сухопутной и конной, также и морской службы все части от нижней службы до верхнего искусства прошли, дабы основательное понятие о тех частях получить могли, чителям наставления свои давать их высочествам при приставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту их высочеств, и в движении содержаны были, несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность всякого человека почти влечет его к какому ни есть делу, или ремеслу.

Буде их высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию, или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в их высочествах добрую волю, свободность духа, веселость нрава и прилежание.

Предписывается от одиннадцати лет до пятнадцати употреблять по нескольку часов в день для опознания России во всех ее частях. Сие знание столь важно для их высочеств и для самой Империи, что опознание оной главнейшую часть знания детей занимать должно; прочие знания лишь применяясь к оной, представлять надлежит, и для того приказать по временам составить таблицы частей, водя их высочества от части до части.

Карта всея России и особо каждой губернии с описанием, каковы присланы от генерал-губернаторов, к тому служить могут, чтоб знать слой земли, произрастения, животных, торги, промыслы и рукоделия; так же рисунки и виды знаменитых мест, течение рек судоходных с назначением берегов, где высоки, где поемны большие и проселочные дороги, города и крепостные строения знаменитые, описание народов, в каждой губернии живущих, одежду и нравы их, обычаи, веселия, веры, законы и языки.

При истории естественной делать опыты и примечания, какие употребления ремеслы и рукоделия делать можно из произрастений и естественных производств.

Недолго детей останавливать при всех тех знаниях, для которых только единая память надобна и которыми лишь память отягощается.

Мифологию и древность им не более нужно знать, как только чтоб не могли сказать, что о том несведущи.

Историю Российскую им знать нужно, и для них сочиняется.

Познание человека еще нужнее.

А за сим:

Законы своей земли и правосудие, употребление доходов, военное искусство в защищении и наступлении, о переходе рек и гор, собрание войск, учение, движения, прокормление, содержание, попечение о больных, дряхлых и неимущих.

Военное искусство содержит две части: одну, которую можно узнать, не быв в поле, а другую неинако, как быв в поле. Первая есть военное устроение, а другая полководительство.

Из древней истории примеры добродетельные, так же причины приращений, уменьшений и падений государств и народов выбрать можно с пользою для чтения, краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2-е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных дел государей, 4-е о несчастии последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли власть Государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской, и в чем примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении; имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из иных стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов?

Понеже сие иногда переменяется, то и о том упоминать. Чтение похвальных дел в истории отличившихся людей полезно быть может, аки поощрение к подражанию; так же права и должности правительства, попечение о богослужении, о наставлении вообще, о умножении знания, искусства и художеств, о удобрении земли и разработывания оные, о умножении людей торговли, рукоделий, ремесла, правосудия, порядка, доходов, о содержании сил сухопутных и морских, о мире и войне, союзах и посольствах.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Россия, История

Previous post Next post
Up