Солотча. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Apr 23, 2012 20:17

Продолжаем прогулку по Солотчинскому монастырю. http://vittasim.livejournal.com/47033.html Рождественский собор стал первым на территории Солотчинской обители. Построил его сам великий князь Олег Рязанский. Но тогда, в конце XIV столетия, собор был деревянным и соединялся с княжеским теремом. Рождественский каменный собор упоминается в описи 1598 г. с приделом Иоанна Предтечи. Церковь относится к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. Это означает, что когда-то ее свод поддерживали не четыре, а лишь два столпа. Сейчас от них остались только фасадные лопатки, проходящие посередине северного и южного фасадов.






В описи 1618 г. сказано, что „соборная церковь Рождество Пр. Бог, да придел Иоанна Предтечи каменная обвалилась, стоит без пения". Последние слова подтверждают предположение, что в XVII в. обрушился только верх собора и что при восстановлении его в середине XVII в. нижняя половина четверика была сохранена. Это могло быть под силу лишь очень опытному зодчему. Возможно, что им был архитектор В. X. Зубов.



Собор представляет собой пятиглавый храм, в котором бесстолпный четверик вытянут в поперечном направлении и перекрыт сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает невысокая трехчастная апсида, с запада - двухэтажная пристройка 1691 г., внизу которой находится трапезная, а наверху - ризница и библиотека.



Основным мотивом всех фасадов четверика являются мощные широкие лопатки, сильно выступающие из плоскости стен и несущие вверху ложные арки по две с боковых сторон и по три с восточной и западной. Они как бы придают объему собора каркасность. Создается впечатление, что кладка между лопатками является только заполнением этого каркаса, который и несет все завершение храма.



Ниже венчающего четверик карниза, над лопатками, размещены ширинки. На фасадах Рождественского собора, несколько выше середины четверика, между лопатками стены выложены с небольшим отступом вглубь. Ниже этого уступа расположены арочные окна без наличников, а выше - глухая плоскость, ограниченная сверху ложными арками и предназначенная для живописи. Последняя, однако, не сохранилась.



Входы в собор размещались, как обычно, с трех сторон, но они сейчас сильно переделаны



При внимательном рассмотрении южного и северного фасадов Солотчинского собора можно заметить рядом с упоминавшимися окнами XVII в. первоначальные узкие, щелевидные окна, заложенные кирпичной кладкой, а также следы срубленных полувалов перспективных порталов, заканчивающихся белокаменными килевидными завершениями.



Под храмом Рождества Пресвятой Богородицы во второй половине XVIII века в склепе была устроена усыпальница основателя монастыря - святого благоверного князя Олега - и его супруги княгини Евфросинии. До того времени они покоились в монастырской Покровской церкви, подмытой водой и обрушившейся в 1768 году. Останки Олега и Евфросинии по указу Св. Синода были перенесены были епископом Рязанским Палладием в соборную рождества Пресвятой Богородицы церковь. и положены во вновь устроенную гробницу, которая стоит на левой стороне храма, с следующими надписями:
С восточной стороны гробницы: «Здесь положены мощи Благоверного Великаго Князя Ольга Iоанновича Рязанского, во святомъ крещенiи нареченнаго Iаковом, а в иноцехъ Iоною, ї великикiя его супруги Княгини Еvфросїнїи, въ монахїняхъ же нареченныя Еvпраксїи. Они старанiем своимъ и иждивенiемъ состроили Солотчинскiй монастырь в лето еsцi (6898) от Рождества же по плоти Бога Слова, атч (1390), при бытности на семъ месте двухъ игуменовъ именемъ Василiя и Еvфимiя; напоследокъ благоверный князь постригся в монахи въ семъ Солотчинскомъ монастыре, и житiе препроводїлъ … двенатца а княгїня Еvфросинiя жїтельство їмела въ девичьемъ монастыре, неизвестно какомъ, только сказываютъ что она состроила при Солотчинскомъ селе особливый девичiй монастырь, и тамъ окончила жїзнь свою. С северной стороны гробницы: «В лето же отъ создания мира еsцi (6910) отъ Рождества же по плоти Бога Слова, ауб (1402) месяца октомврiя, в день преставїлся благоверный великiй князь Олегъ Iоанновичъ рязанскiи,5 и погребенъ былъ съ супругою во храме Покрова Пресвятыя Богородицы, а въ …а… (1770) году месяца маiя въ день, какъ съ осыпавшеюся горою упала ї сїя покровская церковь, то были обретены ихъ мощи, и по указу данному изъ Святейшаго Сvнода бывшему рязанскому епископу Палладїю перенесены въ сїю соборную Рождества Пресвятыя Богородицы церковь їюня месяца въ день тогоже года. Память благоверного князя совершается октябрiя въ день,6 и їюня еi день,7 и їаннурїя въ к день, вечная имъ память».
На дне гробницы показывают череп и несколько костей, как останки Олега и Евфросинии.



Над гробницей, на стене, поставлены иконописные изображения Олега и Евфросинии, сделанные на полотне, длиною в 1,5, а шириною в 1 аршин. Оба изображены в монашеском одеянии (Олег в схиме). Над Олегом следующая славянская надпись XVII или XVIII столетия: «Агiосъ великий князь Олегъ Резанскiи, во крещенiи Iаковъ, в иноцехъ Iона». Над изображением его нерукотворный образ Спасителя. (Извлечено из II т. «Известий Императорского Археолог. Общества»).



После 1917 года монастырь был закрыт. Останки князя Олега были переданы в музей. С.Д. Яхонтов, член ученой архивной комиссии, так писал об этом: «К этому времени «руйнование» монастырей закончилось, и Солотчинский стоял замученным старцем». Соборный храм Рождества Богоматери, в котором пребывали чтимые останки основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского, был весь разгромлен - там был устроен склад разных мастерских. Яхонтов выявлял, что можно было сохранить из ценных предметов: «Тут-то я выбрал кости Олега и княгини. Они хранились в особой гробнице. Жители поклонялись им как святым мощам, и монахи снабжали богомольцев белым песком, которого в Солотче не занимать. Висевшая до революции из стальных колец кольчуга князя - была взята в музей раньше».



Яхонтов гробницы не взял, но он нашел дивом уцелевшую картину с изображением князя Олега Ивановича в монашеском одеянии и его супруги. Он взял это изображение «столь родное и как бы подтверждающее сказание о святости Олега». От мощей сохранился целиком один только череп. Что это кости принадлежат славной чете, это не подлежит сомнению. В то же время я обрел в этом храме икону Олега, на которой он изображен в схиме, с четками в руке». Привезенные в Рязань честные останки князя Олега и его супруги были помещены им в Архангельском соборе в кремле, где он готовился собрать их в костницу, а череп князя Олега был помещен под стеклянным колпаком. 13 июля 1990 г. честные останки благоверного князя Олега Рязанского были переданы из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Русской Православной Церкви. Глава была перенесена в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, где и хранилась до перенесения их в Солотчинский монастырь в 2001 году.



В храме находились древние иконы - высеченный из камня образ Свв. благоверных князей Бориса и Глеба, образ Св. Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии -блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир - дар царей Петра и Ивана Алексеевичей, серьги великой княгини Евфросинии.



Церковь Рождества Богородицы сильно пострадала в годы богоборческой власти: часть храмовых святынь пропала, часть - была передана в музейные хранилища. От прежней настенной росписи сохранился только один фрагмент. Фреска Благовещения Пресвятой Богородицы, изображающая Божию Матерь и архангела Гавриила, - единственное, что уцелело от прежнего богатого убранства главного монастырского храма. Не осталось ни одной древней иконы - все они утрачены в XX веке. В храме располагался склад.



В наши дни храм восстановлен, он действующий, в нем очень красивый золоченый иконостас. Летом 1992 г. на храме засияли золотом новые кресты.



Монастырь до сих пор приоткрывает свои загадки. В 2004 году на территории Солотчинского Покровского женского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Текст не был загрязнён и хорошо читался: «ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ». Эта надпись помогла приоткрыть завесу тайны над одной из загадок в истории Рязанского княжества…Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение несколько вотчин.







В Солотчинском монастыре имеется тетрадь, где записываются случаи исцелений, известные насельницам обители (несомненно, это не все случаи, т.к. многие верующие люди сохраняют такие моменты жизни в тайне).



http://rccam.livejournal.com/39405.html
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=13
http://i-random.ru/2011/04/sudba-solotchinskix-xramov/
http://lib.rus.ec/b/334099/read
http://www.history-ryazan.ru/node/4442


http://www.portal-slovo.ru/history/40576.php

Рязанская область, белокаменная архитектура, Рязанцы, иконы

Previous post Next post
Up