Храм Богоявления Господня в Коломне

Mar 19, 2012 18:54

Один из уникальных памятников в истории Коломны - Богоявленская церковь или, как ее еще называют: Крещения Господня церковь, Крещенская церковь, церковь Богоявления в Гончарах находится недалеко от железнодорожной платформы Коломна Московской железной дороги. Она - единственная из городских святынь, избегшая поругания в пору атеистических гонений. Здесь сохранилось драгоценное собрание реликвий и церковного искусства, непрерывная приходская традиция и своеобразная устная летопись: предания и легенды.







Считалось, что богослужение «отодвинуто» на самую окраину города. А на деле получилось как раз наоборот. Богоявление замыкало сказочную панораму Коломны, раскрытую вдоль Москвы-реки. И все, кто проезжал мимо по железной дороге, видели этот чудесный силуэт: лазоревый храм с белоснежной отделкой и золотыми главами. Гончарский храм символично воплотил в себе краски коломенского герба: лазурь, белизну и золото. Именно он и стал на многие годы символом Коломны, воплощением её духовной жизни. Не одно десятилетие эта приходская церковь выполняла обязанности городского собора, была кафедрой Митрополита Крутицкого и Коломенского. Невозможно представить Коломенский Посад без этих стен, несущих в себе следы архитектурных стилей XVII, XVIII и XIX веков.



История этого храма уходит гораздо глубже - ко временам расцвета Русского Средневековья... После 1300 года, когда Коломна входит в состав Московского княжества, начинается стремительное развитие города. Кремль и Посад окружаются богатыми пригородными сёлами. В их числе - и Бабышево, издавна принадлежавшее великим княгиням Московским. Позднее оно станет центром Гончарной слободы.



А на первых порах это село даже не имело названия. Иван Калита в своём завещании в 1339 г. оставляет супруге и младшим детям «2 селе коломеньские». Возможно, что это - Репенское и Бабышево. Во всяком случае, внук Калиты - св. Димитрий Донской - записывает во второй духовной грамоте (апрель-май 1389 г.) на имя супруги Евдокии: «А на Коломне мои примысл Самоилецев починок з деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моеи. А что ея село Репеньское и прикуп то ея и есть».



Затем Бабышевым (возможно, это имя не случайно, ведь владелицами села были женщины) владела супруга Василия Дмитриевича, сына Донского - гордая и властная Софья Витовтовна, единственная дочь великого князя Литовского Витовта. В 1451 г., за два года до смерти, она завещала село своей невестке, жене Василия Тёмного, Марии Ярославне. В духовной грамоте великого князя Василия Васильевича, законченной незадолго до смерти, (3 мая 1461 г. - 27 марта 1462 г.) мы встречаем новое упоминание Бабышева: «Да даю своей княгине Бабышево у города Коломны, что еи дала моя мати, великая княгиня, и з дворы з городскими, что к нему потягло…» В 1478 г. вдова великого князя Василия II Мария Ярославна приняла монашеский постриг с именем Марфа, но продолжала распоряжаться своими вотчинами, в том числе - Бабышевым, вплоть до кончины в 1485 г.



По смерти инокини Марфы, ее владения и, в том числе, Бабышево, перешло в пожизненное владение второй жене великого князя Иоанна Васильевича Софье Фоминишне Палеолог . Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, София Палеолог долго молилась о чадородии во многих обителях, в том числе и в обители Троицкой, где явился ей Св. Сергий, держа на руках своих благовидного младенца, которого, приблизившись к великой княгине, ввергнул в ее недра. Софья затрепетала от видения, столь удивительного, с усердием облобызала мощи Святого и через девять месяцев родила сына Василия, о чем, будучи уже государем, Василий рассказал митрополиту Иоасафу. Родив сына, в благодарность, Софья «не забыла обетов, данных и в Коломне: вышив хоругвь для здешнего Соборного храма, она поставила на сем месте деревянный Зачатьевский» Н.Д. Иванчин-Писарев. «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», то есть - построила несколько храмов, среди которых - деревянный храм Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в своем селе Бабышеве. Позднее село слилось с Коломной и на его землях возникла Гончарная слобода.



При постройке каменно-кирпичного Коломенского Кремля крестьянами, переселёнными из своих сёл в пригородные слободы, в церковь был перенесён громадный образ Нерукотворного Спаса. Скорее всего, на рубеже XVI-XVII вв. церковь сгорела и сменила своё посвящение. Об этом сохранилось предание в старинном иерейском роду Дроздовых, из которого происходил великий церковный деятель XIX в. митрополит Филарет. Вот отрывок из проповеди святителя, сказанной именно в Гончарах: «…В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бобышево и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви другая - в честь Нерукотворного Образа Господня»…



Так, грозным пламенем пожара начинается новая страница истории Гончарной слободы. Вместо прежнего храма, строится новый - Спасский. Сохранилось много свидетельств о существовании Спасского храм, в основном это надписи на священных предметах и тексты из церковных архивов. Первым церковным предметом, определённо связанным с бабышевским храмом, можно назвать оклад первой половины XVII века. На нём была вычеканена следующая надпись: «Сия святая икона Нерукотвореннаго Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во изображение пречистаго лица Его, а писана и украшена, обложена и обнизана в похвалу и славу Великолепнаго, устроен престол во граде Коломне, на Бабышеве обещанием многогрешнаго раба Своего гостинныя сотни Василия Михайлова сына Волкова в лето 7156 (1648)». На звоннице появился новый колокол с надписью: «Лета 1767 февраля 9-го дня лит сей колокол к церкви Богоявления Господня и Всемилостивого Спаса… лил мастер Семен Возжухин… Нерукотворенного Образа и Введения Пресвятыя Богородицы того прихода прихожанин, а в том колоколе старинной вкладчины 7161 /1653/ году гостинной сотни Матрены Петровны дочери Волковой 30 пуд, данной ею в вечное поминовение». В XVIII в. его перелили, но записи были повторены, отчего эти сведения и дошли до нас. Интересно, что храм неизменно именуется сложным именем - Спасский-Богоявленский-Введенский!



Еще одно свидетельство, на сей раз, о первом бабышевском священнике - отце Иоанне. На первых трёх листах Евангелия 1657 года издания можно прочитать следующую надпись: «7167(1659) году месяца иуня в 1 сие святое Евангелие, кроме распятия и Евангелистов; построил грешнои священник Иоанн Сергеев». Через 7 лет на среднике задней доски упомянутого Евангелия было отчеканено: «В лето 7176(1668) января 23 построено сие Евангелие, на Коломне в церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа».



В 1680 году закладывается новый, на сей раз каменный храм, который был освящен только в 1689 году. Вот текст с одного из напрестольных крестов церкви: надпись эта удивительная - в ней один и тот же храм упоминается под двумя названиями: «В лето от создания мира 7188, а от Рождества Христова 1680-е в граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а святится в лето от мироздания 7197, а от Рождества Христова 1689, индикта 10-го, месяца июля в 7 день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе Благочестивейших Великих Государей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержавцев при великом господине Кир Иоакиме, патриархе Московском и всея России, а освящен Преосвященным Никитою, Архиепископом Коломенским и Каширским».



Архитектура церкви того времени была далека от современной. Ещё не было современной трапезной; окна четверика, вероятно, меньшие по размеру, имели более сложный декор, вместо теперешней четырехскатной кровли храм венчали несколько рядов кокошников. Как раз от этого декоративного покрытия остались белые арочки над современным карнизом и у барабана наверху. Колокольня, конечно же, была шатровой. .. 7 июля 1689 храм освятили в честь Богоявления Господня.



Прежде Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседнюю деревянную. Исследователи XIX в. не смогли найти упоминаний об этом храме ранее середины XVIII столетия, но, вероятно, он был заложен одновременно с каменным. Комплексы зимних каменных и летних бревенчатых церквей характерны для того времени. Первое упоминание о зимнем деревянном храме относится к 1751 году. Названа «другая церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы». Иногда святыни упоминались вместе: «града Коломны церкви Богоявления Господня да Введения Пресвятыя Богородицы». На фотографии виден столб, вероятно поставленный на месте разобранной деревянной Введенской церкви.



В 1755 году Коломна пережила новую эпидемию холеры. С этого времени перестали хоронить на приходских погостах (во избежание заразы и по недостатку места). Появилось общегородское кладбище у Рязанской заставы при церкви Петра и Павла. Защитником города во время эпидемии считался священномученик Харалампий. Со времён великого мора и начинается особое почитание этого святого в Коломне. А икона с его изображением хранилась в Богоявленской церкви. Ниже я расскажу еще одну, достаточно забавную историю, связанную с этим святым и Богоявленской церковью.



В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Самое древнее упоминание о родственниках святителя Филарета в Коломне относится к 1751 г. в городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник церкви Богоявления в Гончарах, прадед Митрополита Филарета. Сам Филарет был крещен в этой церкви (в 1792).



В 1800 году к новому духовному пастырю Коломны, Высокопреосвященному митрополиту Московскому и Коломенскому Платону обратились Богоявленский настоятель иерей Никита Афанасьев (дед Филарета) с прихожанами купцами: Герасимом Ивановичем Свиридовым и Галактионом Космичём Курчевским с просьбой о дозволении построить при церкви приделы Введения Богородицы во храм и священномученика Харалампия, а также новую колокольню (с разборкой старых трапезной и колокольни). Таким образом, после перестройки в одном из приделов сохраняется престол прежнего зимнего храма, а другой посвящен памяти чтимого святого. У Герасима Ивановича Свиридова были свои причины чтить память именно этого мученика. Рассказывали, что, не надеясь выиграть спорное дело, купец дал обет в случае удачного исхода все вырученные деньги обратить на постройку храма в честь того святого, на день которого выпадет суд. И так случилось, что дело было удачно разрешено 10 февраля, когда празднуется память святого Харалампия.



С тех пор вид храма с его колоннами и портиками относится к эпохе классицизма. Но даже сквозь строгие покровы новой архитектуры пробивается пышное узорочье "московского барокко". Особенно заметно оно в упругом сплетении золочёного пятиглавия. Главный световой барабан охвачен четырьмя "глухими", а главки венчаются узорчатыми "процветшими" крестами с нарядными цатами-полумесяцами.





Большим художественным достоинством отмечена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, с развитым восьмигранным основанием и цилиндрическим верхом



Во дворе храма - дом причта Богоявленской церкви, построенный в середине XIX века.



Радикальные изменения коснулись только новых частей. Древние же объёмы в основе своей сохранились, в том числе алтарные росписи XVIII века. Они недавно были обнаружены под поздними записями и отреставрированы.









Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы: главный пятиярусный, характером близкий к тябловым, строгих форм позднего барокко, и небольшие придельные - конца XIX в. Того же времени киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи. Академическая настенная живопись неоднократно поновлялась.



В трапезной устроены два придела: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика. Харлампия.



В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери "Страстная" и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых. «Страстная» икона Божией Матери (Одигитрия) - чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви.





С 1929 по 1932 гг. настоятелем храма был священник Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой (память 2 декабря). 21 августа был арестован еще один священник церкви Александр Павлович Миролюбов. Расстрелян 14 октября того же года.



При Богоявленской церкви работает воскресная школа для детей, попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория, православное молодёжное движение, общество трезвости.







За 350 лет своего существования Богоявленская церковь не единожды меняла свой облик, изменялось и внутренне убранство церкви. В начале 21-го века храм вновь переживает очередной этап обновления. С 1999-го года здесь ведется реставрация росписи сводов приделов храма и его центральной части. Реставраторы очищают его от копоти, реставрируют живопись, старые изображения исполняются по новым эскизам.





Ведется обновление храма с фасада: его облачают в ярко-голубую «ризу», дополняя белым обрамлением. С 2000-го года ведется работа по реставрации икон, многие из которых датированы 18-м веком. За период с 2000 по 2004 гг. было отреставрировано порядка двадцати икон из киотов и иконостаса церкви, а также аналойные иконы.





В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95 %, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.







В 2005-2006 г. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек. В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой.



http://www.worldwalk.info/ru/catalog/1571/

http://businesskolomna.ru/art_view/225/

lhttp://www.otdihinfo.ru/catalog/1571.html

http://www.cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/kolomna/02163.htm

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=7&t=2771

http://conspirolog.org/news_view.php?id=379031

http://blagovestnik.ortox.ru/istorija_kolomenskikh_khramov

http://foto-avgust.ru/fotogallery/kolomna/

http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=427635&AID=604068

Протоирей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011

Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского  том VI «Золотая аллея» 1993

роспись, иконы, Московская область, Коломна

Previous post Next post
Up