Омар Хайям

Sep 23, 2010 18:01

Отсюда:
http://www.diary.ru/~pieces-of-universe/p126691859.htm

21.09.2010 в 15:44Пишет [J]ihtiandra[/J]:

Хайям

20.09.2010 в 10:00Пишет [J]Diary best[/J]:


Конкурс на лучшую запись месяца!Пишет [J]*Жанна*[/J]:

Ни от жизни моей, ни от смерти моей
Мир богаче не стал и не станет бедней.
Задержусь ненадолго в обители этой
И уйду, ничего не узнавши о ней.

Омар Хайям... Универсальный гений такого же масштаба, как Леонардо да Винчи, и родившийся так же несвоевременно. Ему в истории повезло еще меньше. Ни одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками, потому и не сыграло никакой роли в общечеловеческом прогрессе. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта еще при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменен традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а потому не пользовались популярностью и уцелели - благодаря буквально нескольким почитателям с "извращенным" вкусом, чудом находившимся в каждом столетии.
Творчеству Баха пришлось 100 лет ждать признания... Творчеству Хайяма - 7 с половиной столетий.
Игорь Голубев, переводчик О.Хайяма


Огромная часть рубаи Хайяма прославляет пир, поэтому сложилось неверное мнение, что Омар Хайям якобы имел пристрастие к вину. Но даже беглый взгляд на жизнь этого мудреца, автора многих математических трудов, создателя крупнейшей для того времени астрономической обсерватории, известного врача и суфия заставляет призадуматься: а где же в этой жизни, наполненной трудами и размышлениями, место для безудержного пьянства?

[MORE=читать дальше]

«Суфий». Персидская миниатюра, XV в. Неизвестный художник. Иран.

Омар Хайям был суфием. Суфизм - мистическая традиция ислама. И нет ничего удивительного в том, что суфии выработали собственный язык, в котором общепринятые слова наполнены совершенно иным смыслом, непонятным для непосвященных. Цель суфизма - понять мир и собственное место в нем.
В работах суфиев различаются четыре формы познания, символами которых являются четыре жидкости.



«Двое влюбленных». Персидская миниатюра, XVI в.. Риза Аббаси, 1630 г. Музей Ризы Аббаси. Тегеран. Иран.

Первая форма - восприятие и постижение явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума - доступна практически каждому человеку без особой подготовки. Именно эта форма познания породила науку. Ее символом является прозрачная вода - она легко усваивается, но мало что дает человеку, хотя без нее жизнь невозможна.



«Лэйли и Мейнун». Персидская миниатюра. Мозаффар Али. Паньи Ганьи, 1508 г. Дворец Голестан. Тегеран. Иран.

Вторая форма - интуитивное познание. Главную роль здесь играет воображение человека, умение улавливать отголоски иных миров в сознании и облекать их в слова, образы, звуки, цвет. Понятно, что именно с этой формой познания связано искусство, литература, и вообще мышление. Символ интуитивного познания - молоко - жидкость более питательная, чем вода.



«Любовные стихи». Персидская миниатюра, XV в. Неизвестный художник. Иран.

Третья форма познания - опыт пророков и «столпов» суфизма, выраженный в созданных им учениях и существенно отличающийся от непосредственного восприятия мира. Пророк имеет дело с реальностью, не оказывающей воздействия на органы чувств, не имеющей ни вкуса, ни вида, ни запаха, но дающей необыкновенно яркие ощущения. Символом этой формы суфии считали мед - жидкость не только весьма питательную, но и приятную на вкус.



«Наездник и отшельник». Персидская миниатюра. Неизвестный художник. Moraqqa, 1638 г. Дворец Голестан. Тегеран. Иран.

И наконец, четвертая форма - прямое переживание высшей реальности, недоступной ни для органов чувств, ни для интуиции. Познавать мир таким образом может лишь особо подготовленный человек, развивший у себя способность духовного восприятия.
Практически все религии обладают своими, выработанными веками методами и техниками, приводящими к откровению. Для дервишей - зикр, декламация айатов Корана и танец. Суть этих практик одна: небывалый подъем духа человека, выход на принципиально новый уровень познания. Обретение истины. Символ четвертой формы познания - вино, разрушающее границы человеческого Я.



«Спиритизм». Персидская миниатюра. Реза Аббаси. Moraqqa, (1614 - 1633) гг. Дворец Голестан Тегеран. Иран.

Растить в душе побег унынья - преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.



«Лошадь и Жених». Персидская миниатюра. Неизвестный художник. Moракка Голшан. Первая половина 17-го века. Дворец Голестан. Тегеран. Иран.

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.



«Прогулка на природе». Персидская миниатюра. Неизвестный художник. Из коллекции Bustan. Персия, XVI в.

Как, создавая мир, ни изощрялся б я,
Стократ причудливей фантазия Твоя!
Себя-то, правда, я получше бы задумал,
Но уж таков узор на слитке Бытия.



«Женщина с зеркалом». Персидская миниатюра. Реза Аббаси, 1619 г. Иран. Из коллекции Детройтского музея искусств, США.

Я спросил у мудрейшего: "Что ты извлёк
Из своих манускриптов?" И он мне изрёк:
"Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудростей книжных далёк".



«Пикник вдвоем». Персидская миниатюра. Неизвестный художник, 16-й век. Иран.

Счастье смелым даётся, не любит тихонь,
Ты за счастье и в воду иди и в огонь.
Перед богом равны и бунтарь и покорный,
Не зевай - своё счастье не проворонь.



«Птицы на цветах». Персидская миниатюра. Неизвестный художник, XVI в. Иран.

Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она - твоё творенье

Материал для поста взят из энциклопеди "Аванта" Т.6, Религии мира.
Иллюстрации с сайта "Персидская миниатюра" http://ancient-image.ru/catalog/260.1.html[/MORE]

URL записи

(не свое)
Не Бест? Пришли лучше!

URL записи

URL записи

информация, арабская поэзия, рубаи, Хайям

Previous post Next post
Up