Школа Сики

May 16, 2011 16:00

http://world-japan.livejournal.com/175865.html
Утащено отсюда: http://e-uta.ru/content/Alien/glossary-poetry.html

Масаока Сики (настоящее имя Масаока Цунэнори). Родился в 1867 г., умер в 1902г., прожив всего 35 лет. Тем не менее Масаоку Сики относят к одному из четырех величайших поэтов Японии в жанре хайку. Его жизнь пришлась на очень неспокойное и непростое для Японии время. Чем ближе была эпоха Мэйдзи, тем сложнее становилась ситуация с традиционными японскими жанрами искусства, да и со всем японским образом жизни. Став очень формальными и попросту скучными, они теряли своих сторонников и почитателей. Сложный канон, согласно которому полагалось писать хайку и танка, например, приводил к тому, что в традиционных жанрах почти не оставалось поэтов. В Японии все чаще раздавались голоса, призывающие отказаться от старых отживших свое форм ради новых западных веяний, которые приобрели огромную популярность в стране.
Сики спас ситуацию, осуществив реформу, которая с одной стороны поддерживала классические нормы и регламент жанра, с другой предложила новые идеи, в частности, использование объективного реализма как главного принципа стихосложения. Сики ставили в один ряд с тремя классиками жанра хайку: Басё, Бусоном и Иссой, считая его продолжателем их дел. Кстати, именно Сики мы обязаны возвращением популярности Еса Бусона, которого Сики почитал более, чем Басё.
Писать с натуры
гораздо трудней баклажан,
нежели тыкву…
(пер. А. Долина)

Масаока Сики прожил очень короткую жизнь - он умер в 1902г. в возрасте 35 лет, из которых всего десять были посвящены японскому искусству и поэзии, но он успел не только заложить принципы новой школы стихосложения, но и воспитать достойных преемников, которые и удержали жанр, сохранив его до наших дней. Сики оставил свой глубокий след не только в хайку, но и в танка, осущестив там тот же самый переворот в сознании.
Предложенный им реализм был спасением и некоторым компромиссом между восточным и западным искусством, между спокойным и пассивным созерцанием мира, свойственным китайской и японской поэзии и активным восприятием европейского искусства. Сики полагал, что оба взгляда имеют право на жизнь и так родилась концепция сясэй - отражения жизни, объективной реальности (кстати, во Франции в те же годы господствует натурализм, который не был чужд и Сики).
Протопал малыш
По зелени вешнего луга -
Пятки мелькают…
(пер. А. Долина)
Если говорить о поэзии, то Сики ввел в хайку слова, которые там были немыслимы раньше: гудок, паровоз и т.п., которые не слишком там прижились, но все же стали возможными. Несмотря на раннюю смерть, Сики не только вернул классическую поэзию Японии, но и породил множество учеников, среди которых Кавахигаси Хэкигодо и Такахама Кёси
Короткая ночь.
Слышу - будто бы под подушкой
грохочет поезд...
(пер. А. Долина)
Все это становится тем более удивительным, если учесть, что болезнь Сики - туберкулез - практически полностью приковала его к постели и не позволяла активно двигаться.
На ложе болезни
Четыре - ворона...
Пять - чирикают воробьи...
Светлеет летняя ночь...
(пер. А. Долина)

Такахама Кёси (Киеси) - выдающийся мастер жанра хайку конца XIX и начала XX века, принадлежащий школе Масаока Сики, у которого он был любимым учеником. Кеси познакомился с учителем в возрасте всего лишь 7 лет в г.Мацуяма (о-в Сикоку), откуда они оба были родом. Такахама Кёси был родом из многодетной самурайской семьи, где отец был вынужден стать земледельцем после реформы Мэйдзи и роспуска кланов самураев. Не согласный с такой участью, молодой Такахама знакомится с Сики и становится его учеником.
Под руководством Сики Такахама Кёси быстро достигает успеха, сначала на родине, позже в Киото. В 1895 году они вдвоем с учителем переезжают в Токио, где создают новую школу хайку. Там же Сики основал, а Кёси до конца жизни возглавлял центральный журнал хайдзинов "Хототогису" (что означает "Кукушка"). Журнал до сих пор считается одним из мировых лидеров в жанре хайку (кстати, его главный редактор - внучка Кёси).
Веет печалью
от старинных ступеней храма -
вокруг шиповник в цвету…
(пер. А. Долина)
Ученики школы Сики полагали, что можно отсупать от знаменитых 17-и слогов хайку ради объективности изображения. Кроме того, они придерживались разработанного Кёси принципа "кате фу эй рон" - "песен о цветах, птицах и ветре", т.е. воспевали явления природы, причем в стиле объективного реализма (сясэй).
Как это часто бывает в Японии, Кёси был не только поэтом, но и теоретиком поэзии. Кроме принципа "кате фу эй рон", он написал многотомное сочинение по теории стихосложения, предложил и пытался отойти от стандартной 17-слоговой формы хайку, хотя при этом был приверженцем именно классической формы, одним словом, пытался всячески реформировать жанр, возвращая его одновременно к его истокам.
Золотая осень!
Смотрит вдаль из-под руки
юная островитянка…
Это легко объяснимо, если вспомнить, что за полстолетия до описываемых событий в Японии было широко развернуто движение, призывавшее отказаться от старых и застывших форм искусства вообще и стихосложения в частности. Восток пытался угнаться за Западом и во всем подражать Позднему Возрождению. Особой популярностью пользовался Рембрандт и его школа. Это, конечно же, вызывало встречную волну протеста со стороны людей, стремившихся остановить вал западной культуры и сохранить истинно японские стили и направления. Это было не так-то просто сделать, если учесть, что в том же хайку уже столетие господствовало направление "луны и волн" (цукинами), возводящее бесцветность и отсутствие ярких красок и индивидуальности в главный принцип сочинения стихов. Про связи с дзен уже давно не шла речь, от хайку осталась только оболочка.
Надо отметить, что хотя Масаока Сики заложил многие принципы современной японской поэзии хайку и танка, умер он рано, так что именно Кёси пришлось не только развивать идеи учителя, но и внедрять их в жизнь. Он успешно справился с этой задачей, став наиболее значимым и почитаемым поэтом своего времени.
Кроме хайку, Кёси писал еще в модном тогда жанре "скетчей", которые публиковались в журналах "Акусадера кусагуса" ("Травы храма Асакуса"). Там он тоже призывал к использованию принципа сясэй в прозе (сясэй-бун). Интерес к его работам был так велик, что Акутагава Рюноскэ, уже став признанным писателем, официально поступил в ученики к Кёси.
Справедливости ради надо отметить, что несмотря на то, что воля Учителя в Японии всегда священна, а Сики хотел видеть своим преемником именно Кёси, значительную роль в сохранении и развитии школы Сики, сыграл еще один его ученик и поэт - Кавахигаси Хэкигодо. Кёси был вынужден выступить против Хэкигодо, когда тот отошел от течения школы и предложил более радикальные изменения в поэзии. Он тяжело переживал размолвку с другом и в 1937 г. так написал о смерти Хэкигодо:
Мы с ним как будто
играли всю жизнь в волчок -
то он запустит, то я...

Кавахигаси Хэкигодо. Еще один уроженец г.Мацуяма - маленького городка на острове Сикоку, откуда вышел целый ряд современных японских поэтов. Хэкигодо был учеником Масаока Сики - известнейшего японского мастера стихосложения, основавшего школу поэтов хайка в Конце XIX, начале XX века и соратником Такахамы Кёси - еще одного ученика Сики. Все трое были земляками и знали друг друга с давних пор. Хэкигодо прославился не только как поэт, но и как критик, прозаик и литературовед, умел играть в бейсбол и был заядлым путешественником и альпинистом. Он тоже, как и Кёси, любил писать скетчи, играл в каллиграфии и даже занимался политикой. Его звали "человеком культуры" - бундзином - в средневековом значении этого слова. Возможно, сказалось то, что отцом Кавахигаси Хэкигодо был ученый-конфуцианец, знаток фиолософии и китайской литературы, у которого учился Сики, который был младше Кавахигаси, что не помешало им стать друзьями. Именно Хэкигодо первым последовал за Сики, затеявшим реформу поэзии, это он стал редактором рубрики "хайку" в главной газете "Ниппон симбун" и продолжил активную пропаганду сясэй - принципа объективного реализма, который предложил Сики.
Праздник в деревне.
Багрянцем горят фонари.
Дальний зов оленя…
Наверное, он так бы и остался в истории как верный друг и соратник Сики, и даже занял бы в сердцах место Кёси, но его увлечение Западом привело к тому, что он заговорил о более радикальных реформах старых жанров, склоняясь к натурализму и сочетанию бытового и возвышенного, высокого и низменного:
Варю картошку.
В безмолвном просторе Вселенной
ребенок плачет...
В результате все больше и больше любителей жанра стали отдаляться от реформатора, а после предложения отбросить сезонное деление в хайку, что было одним из определяющих принципов жанра во все времена, Хэкигодо потерял положение лидера в хайку. Сказалась еще и скорость выдвигаемых им перемен: группы последователей сталкивались друг с другом, поскольку оказывались на разных этапах изменений, предлагаемых Хэкигодо. Возможно, предельным результатом реформаторства стала категория короткого позостиха - танси. Но жанр полностью провалился не без стараний Кёси, считавшего, что жанр хайку не следует так сильно реформировать, и Хэкигодо сам распустил свою школу, а после навсегда отошел от поэзии, опубликовав, впрочем, интересную работу о творчестве Бусона.
Пареной репы
с соевым творогом съел -
и сижу уныло…

хайку, я, японская поэзия

Previous post Next post
Up