Я написала этот отзыв ещё 15 сентября, когда сходила на предпоказ мюзикла «Онегин». Он был размещён на Фейсбуке, но сегодня, в день официальной премьеры, пожалуй, наконец могу скопировать и сюда.
Я крайне не люблю ругать что-то, но и молчать не могу. ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!
Трэш, угар, содомия... плагиат.
Начинается всё со сцены аукциона из «Призрака оперы»: тёмная сцена, старый Онегин в инвалидном кресле с клетчатым пледом и музыкальной шкатулкой, которого возит по сцене французская сестра милосердия. У меня было стойкое ощущение, что сейчас раздастся удар молотка и возглас: «Лот 666...» Сразу же после этого мы видим вращающуюся сцену, на занавесе которой - принт самого настоящего занавеса Парижской Гранд Опера!
Затем мы видим Дениса Алиева в цилиндре и почти графском камзоле. Не совсем понятно, кого он конкретно играет: демона ли, чёрного ли человека, описываемого Пушкиным, чёрта или смерть (дер Тода :) ), но намешано там всего понемногу, и отсылка к мюзиклу «Элизабет» тоже конкретная: точно так же он преследует главную героиню, точно так же вручает пистолеты в руки героев, точно так же поцелуем отнимает жизнь у Ленского, как дер Тод - у кронпринца Рудольфа. Подруга решила, что это такой извращённый образ автора - Пушкина А.С. Но Алиев в данном образе очень хорош собой и очень похож в гриме на графа фон Кролока в исполнении Ивана Ожогина. Даже больше, чем когда был дублёром графа в «Бале вампиров».
Далее были ностальгические куски из этого самого «Бала вампиров» в виде вращающейся библиотеки и сцены ночного кошмара с полуобнажённым Алиевым, овладевающим в образе чёрта Татьяной. Но ранее, в первом акте, была сцена похлеще, которая, на мой взгляд, является откровенной аллегорией мастурбации, ибо Татьяну, раскинувшуюся на мосту, имеет этот невидимый злой дух (садится на неё в шпагате).
Не обошлось без отсылок даже к «Алым парусам», и в какой-то момент казалось, что заиграла мелодия про утонувших дельфинов. Ну, и без МиМ никуда: левитирующая Татьяна, речитатив критиков, финальная песня...
По правде, я бы назвала этот спектакль «Татьяна», потому как она на сцене 95% времени. Или, что ещё лучше, - «Татьяна и тысяча чертей», потому что чертей там ещё больше. Да, эта шутка придумана не мной, но она мне безумно нравится, ибо Онегина в спектакле, имеющем такое название, просто ничтожно мало, в отличие от Татьяны и «тысячи чертей». Главный персонаж оказался совершенно не раскрыт сценарием. Такой же невнятной набитой дурочкой представлена Ольга в жутком парике, который, наверное, даже с балкона смотрится искусственно.
Сам же сюжет во всей этой солянке совершенно потерян. Столько ненужной мистификации, каких-то монстров, демонов, столько излишней эротики, что абсолютно непонятными становятся мотивы Татьяны (кроме её эротических фантазий и снов) и поведение Онегина (кроме того, что он бабник, отчего-то впавший под конец в депрессию и вдруг увидевший демона). Совершенно непонятно, зачем выдают при входе реквизит (свечку и негигиеничную многоразовую венецианскую маску). Если свечи выглядят ещё красиво, то маски уж точно ни к селу ни к городу... Разве что, к старому Рау... Онегину и занавесу Парижской Оперы.
Говорят, сегодня на премьере реквизита уже не было. И шпагата над Татьяной на мосту - тоже. По слухам, свечи массово умыкнули вчера на пресс-показе. Или, возможно, создатели частично решили прислушаться к рецензиям и соцопросу, который устраивали в специальных анкетах на предпоказах.
Как по мне, это худший спектакль, что я видела... Прежде всего, он никакой режиссёрски. Слаб и музыкально. Единственная сцена, которая произвела на меня впечатление, это праздник Ивана Купалы. При этом в проекте занято довольно много очень хороших артистов. Но я лучше посмотрю их в других спектаклях.
Все фотографии позаимствованы с сайта Geometria.ru: