"ART", Школа-студия МХАТ

Jul 04, 2018 18:13

В этом сезоне я перебрала блогпоходов и так устала от постоянно нависающей необходимости что-то писать, что подзабросила ЖЖ.
Однако сейчас у меня есть непреодолимое желание рассказать вам про спектакль, который я внезапно посмотрела два раза, а если будет возможность, посмотрю и три, и пять, и десять.
Это "ART" Ясмины Резы в постановке Игоря Золотовицкого и в исполнении студентов школы-студии МХАТ, курса Золотовицкого-Земцова.



Трудно сказать, почему я вдруг повелась на предложение сходить на этот спектакль. Из череды «прекрасных студенческих спектаклей», существующих в моём информационном поле, он выделялся разве что знакомым названием, причём это был скорее минус: пьесу я уже видела в постановке луганской театральной студии Deep, смотреть её в исполнении кого-либо ещё не особенно хотелось, да и сюрпризов в трактовке она не обещала никаких (то есть я, конечно, помню, что для кого-то она про дружбу, а для кого-то про искусство; ну да, она и про искусство тоже, но с постановкой проблемы искусства там всё слишком ясно, чтобы эта проблема была основной).
В общем, это был необъяснимый спонтанный поступок. Но оно того стоило.



Этот спектакль, конечно, не про искусство, а про человеческие отношения. Причём за прошедшие с Deep'овского спектакля несколько лет я успела изрядно продвинуться в области диванной психологии, поэтому без особенного удивления обнаружила, что взаимоотношения трёх друзей - Сержа, Марка и Ивана - представляют собой треугольник Карпмана. В котором ребята, разумеется, постоянно меняются ролями, стартовав из позиции «Серж - жертва, Марк - агрессор, Иван - спаситель».
Хорошо, что хотя бы у Ивана есть психоаналитик.
Хотя нужен он, пожалуй, всем троим, и более остальных - Марку.
Это самый раздражающий меня персонаж, которого я всегда категорически отказывалась понимать и принимать; Марк в исполнении Андрея Гариста бесит даже сильнее, чем бесил Марк в исполнении Дмитрия Момота. И при этом его намного жальче, потому что чем дальше, тем очевиднее, насколько ему плохо, насколько он боится одиночества, насколько не уверен в себе - и как понятия не имеет, что со всем этим делать, хотя и пытается (успокоительное).
Господи, как я его понимаю, а. И вот эту ситуацию «ревную друзей к какой-то невообразимой херне, которую не понимаю».



Два состава ART'а имеют совершенно разные интонации. В первый раз Сержа играл Валерий Зазулин, а Ивана Сергей Анненков, и такой "ART" был, пожалуй, комедией (даже почти не трагикомедией). Иван у Анненкова получился эдаким добродушным чудаком (очень умным, кстати, но немного нелепым); то, что дурачки Серж и Марк над ним потешались, выглядело закономерно. Серж-Зазулин - милый трогательный котик, но и противненький сноб при этом. Внимание в таком раскладе фокусировалось на Марке-Гаристе и диком узле из страхов и комплексов, который он вокруг себя понавязал. При этом финал в составе Зазулин-Гарист-Анненков счастливым не выглядел, то есть нельзя было, например, сказать «а потом они помирились», потому что какое-то сиюминутное примирение с действительностью наблюдалось только у совершенно обалдевшего Марка, вдруг увидевшего белого лыжника в белом снегу на белой картине. Для Сержа и Ивана финал - определённо не точка, да и Марк наверняка вскоре заведётся из-за чего-нибудь ещё.
Сложные, очень сложные отношения. И грустно от этого. Впрочем, за Марка немного радостно - всё-таки часть мешавших ему жить узлов определённо развязалась. Вообще в финале он единственный выглядел искренним.



Вчера я смотрела другой состав - Сержа играл Герман Сегал, а Ивана Алексей Виноградов. И это было так пронзительно, что я чуть не расплакалась в конце. Этот "ART" для меня оказался определённо драмой; всё было очень-очень серьёзно. Я в кои-то веки смогла прислушаться к тому, что говорит о времени и об искусстве Серж, и с ним согласиться, потому что этот Серж, конечно, тоже нарцисс тот ещё, но он умный и он прав! А Иван был очень трогательным и ранимым, совершенно непонятно почему избранным друзьями на роль клоуна - и его настолько хотелось защитить от этих придурков, что фокус внимания у меня снова съехал с Марка на Ивана (который вообще-то всегда был моим любимым персонажем в этой пьесе).



Гарист тоже играл иначе - кажется, в этом составе он своего Марка немного смягчил. В итоге история дружбы трех эгоистов вышла грустной с самого начала - потому что изначально видно, насколько они на самом деле друг друга любят и как друг друга мучают.
А финал был светлый для всех троих. И глаза у всех были счастливые.



Оба состава мне очень понравились, даже не могу сказать, что какой-то оказался ближе - просто вышли два разных спектакля, всё.
При этом меня так зацепило этим ART'ом, что я очень хочу, чтобы то, о чём говорили ребята перед началом, оказалось правдой и спектакль продолжил бы жизнь после их выпуска на какой бы там ни было площадке, потому что я как-то не представляю, как дальше без него.
Это, конечно, история про любого из зрителей - про наших внутренних Сержа, Марка и Ивана; все трое есть в каждом.
А ещё мне безумно понравилась сценография - белая-небелая стена из кубиков, белый-небелый кубик-Сенека...
И музыкальная тема очень понравилась - композитор, кстати, Валерий Зазулин.

Очень хорошо это всё было.
Все фотографии отсюда: https://vk.com/club1010597

театр, театр: отзывы, фото

Previous post Next post
Up