Режиссёр-постановщик - Марк Розовский
Сценография - Александр Лисянский
"Некоторые люди, не принадлежа ни к Востоку, ни к Западу, остались в стороне от других народов..." (с)
Спектакль начинается в фойе, где мы слышим отрывки из переписки Пушкина с Чаадаевым. Не очень удачное начало - пока зрители проходят в зал и рассаживаются, успевают растерять полученный настрой, упустить мысль, которая вообще-то очень серьезна. Таким же серьезным обещал быть и спектакль, думала я - и ошиблась.
"Горе без ума" в театре у Никитских ворот - зрелище веселое и даже, пожалуй, легкомысленное; с одной стороны, почему бы и нет - комедия же, с другой стороны - идея-то рассыпалась и несколько потерялась за весельем на сцене... И главным образом потому, что текст Грибоедова активно сопротивлялся сценической редакции Марка Розовского. Оказалось, что правку и сокращение он выдерживает не везде; что монологи Фамусова можно поделить между Фамусовым, Молчалиным и Скалозубом, но ничего нельзя сделать с монологами Чацкого, если их сократить, перемешать, заменить цитатами из Чаадаева - пропадет сам Чацкий. А без Чацкого "Горе" - именно что легкомысленная комедия, и ничего с этим не сделаешь.
Комедия, впрочем, была хороша. Во многом это заслуга актёров - в театре у Никитских ворот замечательная труппа! Конечно, сложнее всего пришлось исполнителю роли Чацкого - Кириллу Парастаеву. С ролью он буквально герочески сражался, и во втором действии ему удалось вызвать сопереживание своему герою, хотя, повторюсь, от Чацкого-то в "Горе без ума" осталось мало, и кем бы ни был чудак, которого играл Парастаев - не Чацкий это... И тем не менее браво артисту за нелёгкий труд.
Но самыми живыми персонажами в спектакле вышли Молчалин и Лиза!
Молчалин (Станислав Федорчук) - манипулятор, который глубоко презирает и ни в грош не ставит никого из присутствующих на сцене - потому и не считает свое поведение унижением, ведь в итоге он оказывается в выигрыше! Даже то, что его в финале отвергает Софья, он не воспринимает как поражение - за его плаксивой миной кроется пожатие плечами: ну а действительно, подумаешь, не эта барская дочка, так другая. Лизанька (Яна Прыжанкова) - носительница той же философии, только на своем уровне. У нее "любовь" с буфетчиком Петрушкой, но она не отказывает ни Фамусову, ни Молчалину, ни, возможно, многим другим - и Петрушка ничего не имеет против, ведь подарками от господ Лиза делится с ним. Поэтому-то в начале спектакля отнюдь не Лизанька спит в креслах; караулит барышню и Молчалина Петрушка, которого Лиза оставила на страже - сама-то она занята с Фамусовым...
Чрезвычайно хороша была и Софья (Линда Лапиныш) - гордая и легкомысленная одновременно барышня, её роман с Молчалиным бесстыден и наивен одновременно; и ведь не пустышка она, есть в ней действительно нечто, что могло зацепить Чацкого...
А центром спектакля получился Фамусов Александра Масалова. Вот уж воистину "Горе без ума"; комедия Грибоедова - без главного героя... Планировался спектакль о высоком безумии Чацкого, но так как образ Чацкого сценической редакции не выдержал и развалился, "Горе без ума" - истинно о том, что "Молчалины блаженствуют на свете".
Ну что ж... А разве не так?
Огромное спасибо
театру "У Никитских ворот и сообществу
moskva_lublu за приглашение!
Фото с сайта театра.
Театр в соцсетях:
https://www.facebook.com/teatrunikitskihvorot/https://vk.com/id165401348