Смотрим дальше...

Dec 14, 2021 22:08



- Господа! - произнес ясно и надменно Вертинский. - Это просто бездарно!
Он повернулся и медленно ушел со сцены.
(К. Паустовский)

Так оно и есть, и чем дальше, тем хуже, первые серии уже вспоминаются с ностальгией, потому что это было ещё кино. И уже даже с некоторым умилением вспоминаешь, что режиссёр решила приписать Агееву стихотворение: хотела женщина показать свою эрудицию, и что мы к ней пристали?

Мы посмотрели ещё три серии, и если, оглядываясь назад, понимаем нелогичность первых, то уже с третьей серии вопросов «зачем?» становится всё меньше, потому что ясно, что ответ: «Режиссёр так видит». Она, каким-то образом, видит, как в Константинополе ещё не сделавший себе имя в Турции Вертинский не только сразу находит ресторанчик, где сможет петь постоянно, но ещё и становится его совладельцем!
Да, и он с лёгкостью и пошлостью, это уж как водится в сериалах, готов изменять любовнице, а кандидатке в новые любовницы он не нужен, и она с удовольствием наставляет ему рога - вот такой равнобедренный треугольник. Никуда не вписывающийся и никому не нужный.
Несмотря на усилия режиссёрши помешать актёрам играть, у неё не выходило, и обаяние артиста актёр передал великолепно даже в таких условиях, браво.
На самом деле певец не сразу получил возможность петь в «Чёрной розе», довольно долго подвизался по всяким забегаловкам. Он рассказывал, что это было хорошей школой, как для человека, так и для артиста, он учился наступать на горло своим капризам. Он ведь уезжал из России, будучи популярным певцом, даже в сериале его вызывает некая «полковница», чтобы он спел ей что-нибудь, раз она не может сама посещать концерты. А в Константинополе всё нужно было начинать сначала.
Жизнь у него была совсем нелёгкая, сосредоточенная на зарабатывании денег, на выживании, ему было не до рокировки любовниц. Уверена, актёр бы справился, показал, как меняется певец, оставаясь неизменным в главном: остаётся певцом, не меняет профессию, что бы ни случилось. Но сыграть актёру не дали. Зачем показывали интрижки с женщинами, а не жизнь певца, неизвестно. Народ, разумеется, хочет хлеба и зрелищ, но зрелищ уже осмысленных. Нельзя же так бездарно, господа!

В четвёртой серии сценарий испортил всё, как ни старались актёры играть даже это. Режиссёр продемонстрировала, что читала рассказы самого Вертинского, смешав истории о двух разных женщинах. И это можно оценить как режиссёрскую находку, но… в автобиографии певца нет ни слова о первой жене, но осталось стихотворение, обращённое к ней. В общем, находку, ладно, оценили, но история первого брака, показанная в сериале, не имеет отношения к Вертинскому.
Вот только вопросы уже не «зачем», а «почему». Итак…
Почему в историческом сериале первая близость между влюблённым мужчиной, пашущим, как раб на галерах, чтобы забросать любимую подарками, и его любовью, показана даже не захватывающим порно? Когда это мужчина, потрясённый тем, что эта женщина, наконец, будет его, отворачивает её к стене, вовсе не собираясь «улыбку уст, движенье глаз ловить влюблёнными глазами», и хватает её за волосы?.. Если там такое желание скорее засадить, вы думаете, он стал бы терпеливо ждать, пока она сдастся? Да он бы подкупил портье гостиницы, проник в номер к спящей, и… сделал бы всё то же самое, только быстрее.
И та же самая претензия, что была к другой постельной сцене - её можно вставить в любой сериал, она не об этих героях. И ведь даже в неисторических сериалах подобные сцены показаны лучше, они, как минимум, показывают отношение героев друг к другу, а не только положение их тел.
И вторая претензия, уже намного серьёзнее: зачем изменили историю с Вацеком? История, описанная в мемуарах, очень трогательная: удачливый вор Вацек, работающий только с банками, легко разживающийся деньгами и не считающий их, знакомится с А. Н. Вертинским в румынской тюрьме. На Вертинского завели «дело» за романс «В степи молдаванской», поскольку раз поёт русский, то явно агент большевистской России, ещё немного споёт и подорвёт устои королевства, не иначе. Какое-то время спустя выпустили, «конфисковав» всё заработанное, запретив петь в Бессарабии, где полно эмигрантов, но разрешив - в Бухаресте, где русских мало, лишив, таким образом, возможности зарабатывать. Вертинский пел в каких-то третьесортных кабаках, потом перебрался в кафе и рестораны получше, потом стал петь в самом лучшем. Денег на билет, чтобы уехать из Румынии, всё ещё не хватало. Но в самый лучший ресторан как-то заглянул Вацек.
«Я объяснил ему ситуацию.
- Денег нет. Билеты стоят дорого. Вот пою пока здесь, а что будет дальше, не знаю.
Он дружески похлопал меня по плечу.
- Ничего, уладим! Сколько тебе нужно, чтобы уехать в Польшу? Я не хочу, чтобы ты служил в этом воровском притоне. Такой артист, как ты, не должен петь этим паразитам. Уезжай немедленно.
Он вынул пачку ассигнаций.
- Здесь тридцать тысяч. Хватит?..
Этих денег хватало с избытком.
Я поблагодарил его горячо и искренне. Воистину это был благородный жест.
- Вацек, - сказал я, - мы ещё встретимся в этом мире. Дай Бог, чтобы тебе везло так всю твою жизнь. Но если когда-нибудь в какой‑нибудь стране ты попадёшься и тебе будет плохо, разыщи меня, если я там буду, дай мне знать об этом. Я отдам все свои деньги, заложу все свои костюмы, одолжу у всех своих приятелей, достану, украду, но выручу тебя, чего бы мне это ни стоило!
Он улыбнулся и махнул рукой.
- Ерунда! Мелочи! Что такое для меня деньги? Я не люблю их в кармане. Они мешают работать. С ними только гуляешь, вместо того чтобы заниматься делом серьёзно, - пошутил он».
Если вы думаете, что что-то от этой истории осталось в сериале, кроме имён, как ни старались играть актёры… Вы же так не думаете, правда?
В сериале международный вор решил поучить благородного певца воровским порядкам, и по его приказу Вертинского избили. При этом объяснили их противоречия антисемитизмом - видимо, потому, что тема модная в определённых кругах. А потом надо было как-то подвести к нормальным отношениям, и противоречивый вор заплатил за освобождение певца. А избитый Вертинский, ещё несколько часов назад на прогулке не удостоивший Вацека даже не взглядом, а движением брови, как какая-то проститутка, за мзду малую преисполнился благодарности, и процитированную выше речь произносил на тюремных нарах. Режиссёр намекает, что любого можно купить, только заплатить подороже? Для чего было портить историю, которая украсила бы фильм? Неужели в ней меньше драматизма? И посмотрите: настоящий Вацек признаёт в Вертинском настоящего артиста. В сериале международный вор, работающий только с банками, оказывается, внезапно ограбил Вертинского в Одессе, и теперь слегка мучается совестью, осознав, кого ограбил. Никакого восхищения творчеством и артистом нет и в помине. Есть разборки, чьё место у параши, есть антисемитизм, артиста Вертинского - нет. Творчество артиста Вертинского не заслуживает восхищения, по мнению режиссёрши? «Гм-гм, читатель благородный, здорова ль ваша вся родня?» По этому эпизоду выходит, вор и антисемит - человек, способный на муки совести, а Вертинский - проститутка, чьи принципы задёшево покупаются и продаются.
Показать такого певца планировали, или само получилось?..

Вертинский

Previous post Next post
Up