В фейсбуке френдесса привела ссылку на интервью главы польского МИДа о том, почему гордые поляки могут участвовать в мероприятиях, посвящённых началу Второй Мировой, вместе с Германией, но не желают - вместе с Россией. Я завелась, результат вы видите, решила сохранить - в фейсбуке он быстро уплывёт вниз. Если ваша покорная слуга заведётся... но тут есть от чего завестись.
Ну и свинья же этот Яцек Чепутович. Глава МИДа совершенно точно знает, что Польша была союзником Германии, что по согласию с ней оттяпала кусок Чехословакии, что не вернула отнятый в Первую Мировую у Германии немецкий Данциг (Гданьск по-польски, там 96% населения - немцы). Что Гитлер сначала поступал с ними, как союзник, и предлагал им взамен Данцига Литву, но они юлили-юлили, не говоря ни "да", ни "нет" - с союзником, не с врагом! И Гитлер, да, напал на Польшу. Причём он перед этим послал шифровку Черчиллю и Рузвельту: "Или вы влияете на строптивую Польшу, или я налажу отношения с Советами". Да, было так, и мерзавец глава МИДа об этом знает. Гитлер напал на вчерашнего союзника, потому что тот перестал быть союзником, а уж на Россию Польша нападала столько раз, что... им бы молчать. Так же молчать, как они не упоминают о пакте Пилсудского - Гитлера, да. И, уж в тему: до сих пор в Польше 573 человека получают "Гитлер-пенсию": её получают те, кто в годы войны работал на Третий рейх. В Бельгии есть такие пенсионеры, во Франции, в Венгрии, в других странах... и больше всех их в Польше.
Следующее: именно в Польше располагался Освенцим, и поляки работали там обслугой. И нет, не за страх, а за совесть.
Своими руками прекрасно сжигали, рубили и всячески убивали евреев - почитай про трагедию в Едвабне, это легко гуглится. И после войны, уже в 1946-м, и я не шучу, они тоже устраивали погромы еврейских кварталов в Кельце, с воплями: "Завершим дело Гитлера!" Это тоже легко гуглится по приведённой фразе. Поляки об этом молчат, но глава МИДа - знает. А вот тебе слова другого поляка: Ян Карский (1914-2000) - довоенный дипломат, во время войны - узник советских лагерей, затем - легендарный курьер, осуществлявший связь между польским подпольем и эмигрантским правительством в Лондоне; в ходе встреч в 1942 с президентом США Ф.Д.Рузвельтом, членами английского правительства и др. первым передал на Запад достоверную информацию об уничтожении евреев и о концентрационных лагерях на территории Польши. После войны жил в США и преподавал в американских университетах.
"О наших границах
- До самого конца я верил, что правительство соорудит нам хоть какую-то Польшу. У меня не было ни малейшего сомнения, что Тернополь, Львов, Вильно нужно списать в убытки, и упираться в этом вопросе было бы просто провокацией. И еще одно, о чем поляки не хотят помнить: не было ни одной англо-американской конференции, посвященной западным границам Польши. Англичане и американцы, наоборот, протестовали: нельзя отдавать Польше эти огромные территории на Западе. Границу на Одере-Нейсе мы получили только по милости Сталина. Он не уступал и настаивал: полякам это полагается. Разумеется, у Сталина были свои планы - он хотел поссорить немцев с поляками на вечные времена. Но западные границы нам обеспечил. И Черчилль, и Рузвельт - все протестовали: «Это просто абсурд - давать Польше границу на Нейсе!» Черчилль кричал: «Я не собираюсь кормить этого польского гуся, он подавится этими территориями!» А Сталин повторял: «Полякам это полагается, они страдали, они сражались». Так что благодаря Сталину у нас такие западные границы".
А ты знаешь, что там за территории? Польша увеличилась на четверть благодаря территории Восточной Пруссии - отданной Сталину после победы. Он взял нам Калининград и область, а остальное отдал полякам - что им помнить не с руки, конечно же, не спорю. "21 апреля СССР подписал с временным правительством Польши договор о дружбе. Воспользовавшись тем, что Красная Армия уже практически подошла к Берлину, СССР без консультаций с США и Великобритании передал под польское управление принадлежащие Германии территории в Поморье и Силезии площадью в 100 тысяч квадратных километров. Так благодаря Советскому Союзу территория Польши "явочным порядком" выросла на треть.
Полякам достались месторождения каменного и бурого угля, медных руд, цинка и олова, поставившие её в один ряд с крупнейшими мировыми добытчиками этих ископаемых.
Если к 1939 году длина польского побережья составляла 71 километр, то после 1945 года - аж 526. Избежала Польша и проблем с немецким меньшинством. С занятых территорий были выселены в Германию порядка четырёх миллионов немцев, а на их место пришли поляки". И живут поляки на этих территориях намного лучше, чем на остальной Польше. И, кстати, именно в Польше завершили дело Гитлера, и евреев у них в стране просто нет. Нет, и всё.
Ну и ещё про Россию и Польшу, напоследок. Экспансия Гитлера началась с захвата Чехословакии в 1938-м, где его союзником выступали поляки. Но поляки не попали на Нюрнбергский процесс, как военные преступники и союзники Гитлера. Потому что Сталин настоял, чтобы начало Второй Мировой считалось с нападения на Польшу. Раз уж подписал договор о мире, помог взять власть в Польше коммунистам, значит, облегчил России существование. И вот поэтому Польша не может принимать участие в мероприятиях, посвящённых началу войны, вместе с преемником Сталина - очень неприятно чувствовать себя по гроб жизни обязанным, ты же понимаешь. Да и как они могут расплатиться за такие благодеяния, чтобы не быть обязанными? А теперь они юлят и выкручиваются, так же, как всю их историю и делали, сталкиваясь с более сильным противником.
Ещё коммент:
Одним из «детищ Версаля» и стала Польша, которой отошли значительные германские территории с миллионами немцев. В частности, Данциг (ныне Гданьск) и «польский коридор» к этому городу (от основной территории Польши к Балтийскому морю) шириной почти сто километров, отрезавший от Германии Восточную Пруссию.
Но возрождённая Польша на этом свои территориальные претензии не умерила. В ходе польско-советской войны летом-осенью 1920 года под властью Варшавы оказались территории Волыни, Галичины и Западной Белоруссии. В октябре 1920-го Польша военной силой захватила Вильно (ныне Вильнюс) и Виленскую область у Литвы, нарушив Сувалкский договор. Союзники и на это закрыли глаза, и 15 марта 1923 года конференция послов Англии, Франции, Италии и Японии признала право Польши на захваченные у Литвы территории. Только СССР заявил тогда о праве Литвы на Вильнюс.
Воспользовавшись правительственным кризисом в Германии, поляки 3 мая 1921 года военным путем начали захват Верхней Силезии, хотя в ходе плебисцита 95% её жителей высказались за пребывание в составе Германии. Союзники предупредили Берлин, что вмешательство рейхсвера будет означать войну. В итоге к октябрю 1921-го к Польше отошла значительная часть Верхней Силезии с 80% всей промышленности и основной частью угольных запасов. Более того, Варшава требовала от Берлина импортировать уголь из Верхней Силезии, а когда Германия от этого отказалась - Польша в 1925 году начала с ней «таможенную войну», установив заградительные пошлины на часть немецкий товаров, а импорт большинства из них вовсе запретив.
В мае 1933-го польский посол в Берлине Высоцкий обсуждал с Гитлером проблему Данцига. Хотя Гитлер и заявил, что не признает никаких особых прав Польши на Данциг, и что сами поляки не должны были соглашаться на устройство польского коридора на немецкой земле, тем не менее, в совместном германо-польском коммюнике рейхсканцлер подтверждал «намерение германского правительства действовать в строгих рамках существующих договоров». При этом поляки были не против, чтобы Гитлер обратил свой взгляд в сторону Австрии.
В мае 1933-го Альфред Розенберг, тогда начальник внешнеполитического управления НСДАП, изложил в Лондоне «большой план» Гитлера, заключающийся в урегулировании германо-польских территориальных споров и «удовлетворении» Польши за счет СССР и Литвы («обмен» Литвы на польский коридор и Данциг).
Гитлер разорвал пакт о ненападении с Польшей в одностороннем порядке 28 апреля 1939 года под предлогом того, что Польша отказалась предоставить Германии возможность строительства экстерриториальной шоссейной дороги в Кёнигсберг (ныне - Калининград) через территорию «польского коридора». Однако Польша, ссылаясь на текст Декларации, продолжала считать её действующей до самого нападения Германии, осуществлённого 1 сентября 1939 года. Это, кстати, фирменный стиль польской дипломатии: хотя ещё 23 сентября 1938 года СССР официально заявил Польше, что в случае её вторжения в Чехословакию будет разорван советско-польский пакт о ненападении, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек назвал этот шаг «пропагандистской акцией, не имеющей большого значения».
Варшава в одностороннем порядке продолжала считать пакт действующим, и именно на этом базируются обвинения СССР в «вероломном нападении» 17 сентября 1939-го, когда польское государство в очередной раз перестало существовать. При этом о «пакте Пилсудского-Гитлера» в Польше предпочитают вообще не упоминать.
АПД: - Наша позиция состоит в том, что Пакт Молотова - Риббентропа, а в частности его секретный дополнительный протокол, посодействовали тому, что была развязана война. Это создало условия для вторжения в Польшу немецких войск 1 сентября 1939 года, а 17 сентября 1939 года на территорию Польши вошла Красная Армия.
- Пан Чепутович, вы обнаглели, прошу заметить! Гитлер разорвал с Польшей пакт о ненападении 28 апреля 1939 года, и до первого сентября того же года поляки не пытались наладить с ним отношения, вернув Германии Данциг, разрешив союзнику строить дорогу в Кёнигсберг, или что там ещё можно было сделать, чтобы избежать войны. Не факт, разумеется, что Гитлер бы согласился на добрую волю поляков после того, как они его "достали", но поляки не стали проявлять добрую волю - а вдруг сработает? Более того, к тому времени СССР защищать Польшу не был обязан, наша страна заранее предупредила, что произойдёт, если Польша войдёт в Чехословакию! Почти за год до событий! Подытожим: угрозу одного союзника разорвать договор о сотрудничестве в Польше слушать не стали, понадеявшись на другого, потом поругались и с ним и гордо проигнорировали разрыв дипломатических отношений. Но пакт Молотова-Риббентропа посодействовал развязыванию войны? Больше всего началу войны посодействовал гонор польского правительства! Разумеется, поляков без гонора не бывает, но неужели подлость в обязательной комплектации к нему?..