Сегодня мы запустили общественную и культурно-политическую
чувашскую интернет-газету "Ирĕклĕ Сăмах".
Первая цель газеты - преподнести региону новости, хотя бы очищенные от официозного лоска (этому посвящена первая на сайте
статья). Мы пишем, что даем новости без цензуры, но что значит - без цензуры? У официальных источников цензура работает уже на стадии порождения информации. Альтернативные поставщики информации действительно свободны в своих мнениях, но в Чувашии эти поставщики сейчас слишком слабы и беспомощны. В итоге в непримиримой оппозиции главе республики Михаилу Игнатьеву остается юный и горячий,
всероссийски известный, но все же являющийся пока активистом, а не политиком другорос Каруев. Это не мы так освещаем, это такие реалии в республике.
Еще одна реалия: несистемная оппозиция в Чувашии есть, но она представлена только левым флангом (Левый фронт), либеральным (ПАРНАС и Солидарность) и специфическим другоросским. Парламентские партии я оппозицией не считаю. В отличие от соседних тюркских республик, чувашские националисты (по факту они всегда были национал-демократами ~ национал-либералами) в 2000-е годы бездействуют. Это при том, что в начале 1990-х в республике был небывалый национальный подъем, а кандидат от национал-демократов Атнер Хузангай в 1991 году едва не стал президентом. И стал бы, если бы не махинации центра. Сторонниками Хузангая были весьма достойные люди - лучшие наши писатели, художники, юристы. Сейчас эти люди живы, никуда не делись, не поменяли взглядов, но - молчат. Я рассчитываю, что и они, и их идейные преемники заговорят на нашей площадке.
С другой стороны, откуда же взяться новым чувашским лидерам, если культура наша в массе своей - дешевый китч, а язык - основу культуры - молодые уже не знают? Поэтому среди первых наших неновостных материалов - и
статья о смерти языка (интервью с известным каталонским социолингвистом), и
статья о парализованной культуре. Чтобы осмыслить происходящее для начала, а там посмотрим.