Как полюбить Украину без СМС и регистрации

Aug 01, 2020 12:28

Вчера выяснилось, что очень многие неглупые и патриотичные люди не понимают, почему насильно запихивать патриотизм в детей - плохая идея. Они поддержали идею с утренним гимном в школах, потому что верят, что это хорошо и это прививает патриотизм. Попробую подробно объяснить, почему это не так.

"Вот в США и Канаде играет гимн в школах, а мы чем хуже?"

Да практически всем хуже. Мы не США и не Канада, мы даже не похожи. Украина - это осколок империи СССР, и мы до сих пор на порядок ближе к СССР, чем к Канаде. Напомню, что у нас 73% населения - не патриоты, а люди с поломанной идентичностью, выбирающие клоуна главнокомандующим во время войны, именно потому что они "устали ат вайны", а клоун-малоросс пообещал войну закончить (сдаться).

Так что сравнивать нас нужно не с США или Канадой, а с СССР. Вы ещё помните, как это было?.. Я помню, я был пионером, меня принимали в третьем классе одним из первых (отличник, хуле), и я помню что я этим очень гордился. И все третьеклашки гордились, а тем, кого в пионеры не приняли за плохое поведение - позор был на всю школу. Как же - все в галстуках, а они нет.

Но к 5 классу галстук перестал быть гордостью, а к 7 его старались снимать сразу за порогом школы, и всячески высмеивали. "Не стыдитесь пьяницы, носа своего, он же с красным галстуком цвета одного!", "Пионерка - ребятам примерка" - и т.п. Учителя и директор гоняли детей за нарушение пионерской дисциплины, но всё было без толку - в эту чушь уже никто не верил.

Почему это произошло? Потому что галстук был символом, не имевшим реального смысла. Даже дети видели, что всё это враньё - все эти заповеди Ильича и правила пионеров, всё это было искуственным и в жизни не выполнялось. Взрослые учили нас быть честными, но сами постоянно врали, двоемыслие наполняло СССР доверху. Нам говорили, что советские люди живут лучше всех, но при этом пытались добыть импортную жвачку или джинсы. Нам говорили, что партия о нас заботится, но в магазинах были очереди за молоком и "рога и копыта" вместо мяса. Нас учили, что воровать плохо - но все вокруг воровали всё, что плохо лежит. Все тащили по гаражам и дачам любую железяку с завода, все об этом знали, это было нормой и это абсолютно не совпадало с учением дедушки Ленина. Да и сам он, глядевший в школе из каждого угла (портреты, бюсты, красный уголок, почётный караул) в реальной жизни отсуствовал напрочь. Фальшивка. И чем больше старалась государственная машина (мощная, не чета нашей) надувать пропаганду, тем больше в ответ появлялось анекдотов про Ленина, Сталина, Брежнева, Штирлица и Чапаева с Петькой - и эта ирония разрушала госпропаганду в труху.

Описанная ситуация один в один совпадает с нынешней Украиной. Где-то там Майдан, "Пливе кача", война с Россией и "Киборги", а прямо здесь каждый день мирная жизнь, российская попса, дэнс-ремиксы на "Качу", "всё не так однозначно", "мы вне палитики", и непрерывная пропаганда Медведчука (читай "Кремля"), купившего кучу ТВ-каналов и Шария. Вы точно хотите воткнуть в это болото гимн Украины? Причём воткнуть формально - не в ответ на запрос народа, как это было на Майдане, а приказом сверху. Вы понимаете, что в результате гимн у школьников станет посмешищем и темой для пародий?..



Не сравнивайте Украину с США или Канадой - это состоявшиеся страны с мощной экономикой, социалкой и работающими законами. У них нет кризиса идентичности, им есть чем гордиться, и поэтому лёгкая, фоновая пропаганда патриотизма заходит на ура. Да, у них тоже есть проблемы: например бесполезно рассказывать темнокожим школьникам в Бронксе о белой американской мечте - они в неё не поверят, потому что каждый день видят совершенно иную реальность, пусть даже отчасти созданную их же руками. В ответ вы получите раздражение, а при систематическом несовпадении реальности и пропаганды - бунты. И всё же, темнокожего населения в США - 15%, а у нас - 73% людей с поломанной идентичностью.

"Ну а что в этом плохого? Пусть будет, какие проблемы?"

Первое плохое - это девальвация символа (гимна), превращение его в формальность и повод для стёба, как я описал выше.

Второе плохое - это поощрение популистов. Вырастить детей патриотами Украины - задача сложная (я ниже расскажу, как), дорогая и растянутая во времени минимум на одно поколение. А это не так эффектно, результатом нельзя похвастаться прямо сейчас, поэтому популисты выбирают не эффективное, а эффектное "решение" - смотрите, какие мы молодцы, о патриотизме заботимся! Голосуйте за нас!

Так вот, если в ответ на популизм политики получают от народа не жёсткую критику, а соглашательское "пусть будет" - популисты понимают, что "пипл схавал" и будут продолжать действовать так же и дальше, во всех вопросах. То есть вместо реальных реформ будет имитация, муляж, достаточный для пиара. Поощряя популистов - вы разрушаете страну, ту самую, к которой пытаетесь привить любовь и патриотизм.

"Так а что, совсем не нужно патриотизм прививать, пусть растут малороссами?"

Нужно, но не давлением, а притяжением. Патриотизм - это любовь к своей стране, и в этом смысле он не особо отличается от любви между двумя людьми. Вы пробовали силой заставить кого-то полюбить вас?.. Не работает, да?.. Вот и с любовью к Родине так же.

Чтобы страну любить, её для начала нужно знать - конкретика усваивается лучше абстракций. И начинать нужно... с развития внутреннего туризма. Я эту тему пытался протолкнуть в правительство ещё в 2013 году, в бытность директором в ЖЖ-Украина: если регулярно возить детей (да и взрослых тоже) из Донбасса в Карпаты, то они очень скоро убедятся, что:

1. никаких "злых бандеровцев, мечтающих убивать шахтёров" не существует, а политики, которые вам рассказывают об этом - врут;
2. оказывается, говорить на украинском языке в быту - это естественно, и уже через три дня ты сам на нём говоришь;
3. Карпаты охуенны, и Украина в целом - прекрасная и разнообразная страна, достойная любви во всех её проявлениях.

И в обратную сторону это тоже работает, в смысле возить Львовских детей автобусами на Донбасс. Во-первых, в юго-восточных областях и в Крыму есть море. Во-вторых, промышленный туризм "по терриконам и шахтам" - это тоже необычно, интересно и помогает понять менталитет местного населения. В-третьих, точно так же будет возникать понимание, что "это тоже Украина", городская-промышленная, говорит по русски, но они тоже любят свою страну. И когда ты с ними за одним столом ел-пил и в одной палатке спал, то тебя уже не так просто будет убедить, что "там живут враги". И в случае недоразумения ты не будешь бросаться в бой, а первым делом будешь пытаться поговорить.

Разумеется, мои идеи не встретили никакой поддержке в правительстве Азирова, им была удобнее парадигма "разделяй и властвуй". Вот только побочные эффекты от неё ужасные.

Вы скажете "так а в чём проблема, вон сколько турфирм предлагает автобусные туры во Львов и в Ужгород, садись и едь". Проблема в том, что средняя цена таких туров - 3000 грн с человека, а подавляющее большинство людей предпочитает ленивый туризм, поэтому выбирают шашлыки на ближайшем водоёме, или неделю на пляже в Бердянске. Где ты не видишь ничего, кроме собственно пляжа, моря и пахлавы медовой. Этот "туристический конвеер" лишён этнических признаков, это не про любовь, а про деньги.

Разумеется, организацией туров для детей могут заниматься школы - они это и делают, но опять же - выбирают варианты подешевле, чтобы их могли потянуть все родители в классе, и покороче - чтобы обернуться за один день. Например из Кременчуга традиционно возят в Полтаву, в Опишню, в Софиевку, в Переяслав. То есть максимальная дистанция - 300 км, максимальная цена - 300 грн.

То же самое и с летними лагерями в Карпатах. Они есть, но от 8-10 тыс. грн за месяц, и государство покрывает лишь небольшую часть путёвок, причём в в оздоровительные лагеря. То есть пить водичку в Моршине, чтобы ребёнок был здоровее - это государство спонсирует, а ходить по Карпатам, чтобы ребёнок узнавал свою страну - это нет.

Внутренний туризм для школьников хотя бы на 2/3 стоимости должно спонсировать государство. Но это дорого - представьте сотни тысяч школьников, которые на каникулах куда-то едут. Это тысячи автобусов, это сопровождающий персонал, это ночёвки в отелях или хотя бы на турбазах, это обеды. Разумеется, само государство не должно этим заниматься - нужно провести тендеры, в стране хватает туркомпаний, которые смогут организовать всё перечисленное. Но это очень дорого, это надо перекраивать бюджет, такой закон сложно пропихнуть.
А приказать детям петь по утрам гимн - это бесплатно.
Улавливаете разницу? Офис простых решений отдыхает.
--
Что ещё, кроме внутреннего туризма можно предложить для развития патриотизма? Поддержка украинских музыкантов, производство фильмов и т.д. - это уже сделали нормой при Порошенко и сворачивают сейчас. Поддержка самородков: увидели интересный украинский канал на ютубе (типа того, что я вчера попиарил) - предложили помощь в раскрутке, предложили финансирование, предложили аппаратуру для съёмок и специалистов для монтажа. Оно ведь само растёт, задача государства - поливать и светить солнцем. А чем больше в инете украинского (и проукраинского) контента - тем меньше влияние других стран и тем меньше мыслей о том, что жизнь бурлит где-то, а не в Украине.
--
Школа = тоже поставщик контента, но в основном крайне унылого. Реально, сложно любить украинскую литературу, когда тебе впаривают истории исключительно "про страждання й поневолення". У меня по укрлит и языку в школе были пятёрки, меня вечно таскали на олимпиады и конкурсы чтецов, НО - реально почуствовать и полюбить украинский язык я смог только в подростковом возрасте, когда выменял у одноклассника "Гобіта" на украинском (выменял, потому что ни в продаже, ни в библиотеке его не было), и в нарушение правил записавшись во взрослую секцию библиотеки прочитал несколько повестей Анатолия Димарова (у него совершенно божественный, и при этом народный язык). То есть я полюбил украинский язык и почуствовал украинскую культуру не благодаря школе, а вопреки школе.

И в этом смысле совершенно нихерашечки в школьной программе за 40 лет не поменялось. Всё те же учителя, учившиеся в тех же институтах по той же программе, так же скармливают детям "стогін та завивання", после которого дети приходят домой и спрашивают "папа, а почему украинская литература вся такая занудная?". И не только литература. Смотреть физику на ютубе в российских роликах "Галилео" - интересно, а слушать физику в изложении школьного учителя, который ненавидит свою работу - скучно. А где ж вы возьмёте другого учителя "с горящими глазами" на такую зарплату? И кто его обучит, если в пединститутах преподают такие же? Это ж надо всю систему образования менять.

Но реформировать систему образования - это очень дорого, и это займёт десятилетия.
А приказать детям петь по утрам гимн - это бесплатно и быстро.
Улавливаете разницу? Реальная работа vs популизм.
--
Поддержка городских проектов через проведение конкурсов идей среди детей. Придумал школьник, например, сделать на месте пустыря скейт-парк. Или сделать квесты по городу с QR-кодами. Или поставить экраны на центральных площадях городов и соединить их в круглосуточный видео-чат через Zoom - чтобы можно было в Днепре подойти и помахать рукой Ивано-Франковску и пообщаться с людьми за 500 км. Хорошие идеи? Хорошие. Пусть они выиграют на конкурсе финансирование, пусть часть оплатит город (или министерство культуры), а часть - соберут краудфандингом среди других школьников. Чтобы они ощущали, что это ИХ проект, сами сделали - а государство помогло. Такая совсместная работа и взаимодействие с государством делает государство СВОИМ, живым, понятным и полезным. А не абстрактной территорией с флагом и гимном.

Кстати, что-то подобное существует - в городах каждый год проходит голосование по распределению бюджета на общественные проекты. Только голосует не экспертное жюри, а простой народ, и в результате в 95% случаев финансируется постройка очередной детской площадки с карусельками или скверика с лавочками. Нет, дело конечно нужное... но мы же сейчас о воспитании патриотизма у школьников говорим? Карусельки им уже не интересны, а лавочки ещё не интересны. Но почему-то именно интересы школьников от 8 до 16 лет у нас стабильно игнорируются. Для них Украина - не мать, а мачеха, с чего им её любить?
--
Привлекайте детей к волонтёрской деятельности - это тоже способ "сделать что-то большое самому" и быть причастным, вместо "мы отдельно, а война отдельно". Показывайте детям войну, рассказывайте им о войне, чтобы они знали, что напала Россия и что это всё не шутка. И бойцы, которые сидят в окопах и иногда погибают - они делают это, чтобы ты мог учиться и ходить в МакДак. А не будет их - будешь жить как в Луганске, где комендантский час и очереди на блок-постах. Или как в России, где за выход на митинг или коммент в инете сажают в тюрьму.
Если этого не рассказывать - дети будут о войне знать только по ежевечерним играм в "танчики", где такие же российские школьники рубятся с ними в одной команде и "нормально всё, какая война, это всё политики хотят нас поссорить".
--
Я могу продолжить перечислять идеи, но думаю вы уловили суть. Покажите школьникам Украину, сделайте их детство в Украине интересным, помогите им самореализоваться в Украине, дайте им смысл жизни в Украине, объясните им ценность независимости Украины.

И если после этого вы добавите в школьную программу гимн по утрам - он не будет выглядеть издевательством над школьниками. Он будет естественным символом любви к Родине.

Мысливслух, Политика

Previous post Next post
Up