Други,
Я таки взял себя в руки и попытался восстановить хотя бы на короткое время, подрастерянные навыки блогера и написать, так, коротенько, минут на 45, отчет о нашем круизе по греческим островам - RCI Rhapsody 05-12/08
… прошла почти неделя с дня нашего возращения; я хожу и «пишу» в голове этот отчет, как тот дурень с писаной торбой и «переписываю» каждый раз по новой. Каждый раз спрашиваю себя, а нафига собственно и кому это на самом деле нужно? Но, раз уже сказал, что напишу - значит сделаю.
Итак, для начала я объясню в нескольких словах, как мы вообще попали в этот круиз. В чем-то это можно назвать «отпускной авантюрой». Ибо назвать наш выбор «круиз в качестве ежегодного отпуска» в данном конкретном случае вряд ли можно осознанным. Просто - «так получилось». Я не могу подобрать однозначно правильного смыслового русского эквивалента словам «נגררנו» «התגלגלנו».
Сначала (еще в конце той зимы), младшенький сказал, что родители его друга пригласили его с ними поехать в круиз по Греческим островам. Я, честно сказать, в восторг от этого приглашения не пришел, у нас были несколько другие планы (Карпаты, после-историческая родина), но потом позвонила Лиат (мама друга). Говорит: «А давайте все вместе!». И цена сейчас хорошая, и фирма очень сурьезная амараканская, и не будет летнего дурдома в Бен-Гурион (и это таки тоже аргумент), опять же - классный отпуск из жанра «полный расслабон» перед призывом, да и что-то принципиально новое попробуем.
Мы подумали, посчитали и таки заказали (внутреннюю каюту на 8-м этаже без окна или балкона) на Rhapsody of the seas (05-12/08/2022). Как было обозначено в «докУментах», это первый круиз RCI из Израиля (Хайфа).
Что однозначно, так этот тот факт, что мой отзыв никак нельзя будет назвать «отрицательным». Я и не хочу этого. По многим причинам. Ну, во-первых, у нас не было каких-то завышенных требований. Как минимум из-за того, что мы не в теме и просто не знали, чего ожидать. Вся предварительная информация о круизах, и RCI в частности, о логистике, подготовке, требованиях и т.п., была подчерпнута из «стырнета», ФБ и со слов знакомых и коллег (как оказалось, очень многие уже успели побывать в круизах и по нескольку раз). Во-вторых, сама ситуация напомнила мне извечное «со своим уставом в чужой монастырь не ходють». Это как раз именно тот случай, есть определенные правила, требования, рамки (в том числе и временные), соблюдение которых обязательно. И усё тут. Не нравиццо - ходите другими дорогами, выбирайте другие сани. Да, есть какое-то количество моментов, которые можно назвать ну… неудачными, что ли, они запомнились, да они «торчат». Испортили ли эти моменты весь отпуск? Скорее нет, чем да. Но на решение «спасибо, но больше не надо» они однозначно повлияли.
Ну, а теперь, по сути дела.
Я не буду повторять многочисленные (и толковые) посты на тему подготовки к круизу, аппликации RCI, процессе Чек-Ин. Только добавляю, что аппликация работает корректно и на десктопе, и в телефоне. Всё происходит вовремя и по плану.
На тему политики Covid19 - произошли определенные изменения в политике компании, посему наш опыт уже не столь актуален.
По пунктам
Выход из Хайфы.
В аппликации мы «заказали» время регистрации 13:00, но приехали раньше (на час). И слава Б-гу. Получилось более-менее «спокойно» сдать багаж (3 чемодана). Станция приёма багажа была устроена на въезде на стоянку (что создавало в более позднее время прибытия определенные трудности с проездом на парковку для «новых» прибывающих), но и не заметить/прозевать и не сдать багаж, тоже не получится, что есть хорошо. Нюанс - в конечном итоге аппликация не предоставляет возможности распечатать бирки на чемоданы (технические сложности с поддержкой аппликации в Израиле, что меня удивило, мы же с технологиями впереди планеты всей!)
Благополучно сдав багаж, мы достаточно быстро прошли следующие этапы, то бишь:
Вход на территорию порта, Check-in (около 12 стоек. Общая очередь, мы простояли около 40 минут, после чего один из служащих приглашает вас к освободившейся стойке, служащие говорят на английском, а некоторые и на иврите, насчет русского - не прислушивался. Очень помог ускорить процесс «чекина» тот факт, что мы распечатали все необходимые документы. Клерку было только необходимо выполнить сверку через аппликацию со своей стороны, а так как он выполнял эти операции с помощью таблета, то в данной ситуации факт наличия распечатанных с баркодами документов значительно облегчал задачу и экономил всем время), затем паспортный контроль, дьюти-фри, проход по коридору до шаттлов, которые подвозят вас почти до трапа. Там тоже была очередь, конечно не очень приятно пол часика стоять под солнцем и ждать, когда тебя пропустят на трап. Но в конечно итоге - фигня.
Мы прошли контроль на борту («пистолетом» считали баркод с тех же распечатанных билетов) и поднялись на 5-ю палубу.
Что происходит на 5-й палубе (этаже) ?
Там находится стойки центра услуг ( около 4-5 клерков одновременно + 1 начальник смены) , так же и тут же, в вольном дрейфе, рядом крутятся еще десяток клерков, которые могут помочь с рядом самых разных организационных вопросов - от оформления пакета интернета на судне, до простейшего «а где у вас кофе?»
Мы прибрели интернет-пакет на один девайс на всё время круиза (после благополучно пользовались интернетом на 3-х телефонах через BT, естессно, 19.99$/день). Дешево? Нет, но IMHO - необходимо.
Далее - инструктаж по ТБ (обязательное условие для каждого пассажира, без этого не произойдет выход из порта).
В 18:00 прозвучали три длинных гудка (не в тумане), сопровождающие катера начали выводить Рапсодию из порта - официально начался круиз.
Я не стану сейчас детально описывать каждый день круиза, но постараюсь передать общие ощущения, что понравилось, что не понравилось, что однозначно вызывало восторг (если вообще), что откровенно могло раздражать. Но, тем не менее - постараюсь удержаться от обобщений и, на всякий случай, уточню - всё написанное лишь личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции и т.д., и т.п.
Наверняка вы все слышали и знаете, что всех людей можно теоретически разделить на две категории - интроверты и экстраверты. На самом деле есть еще и третья (серединная J) категория - амбиверты; в данной ситуации есть наверное смысл упомянуть этот факт.
К чему я вспомнил этот «сугубо научный факт». Моё мнение - индивидам, которые относят себя к интровертам, круизы подобного типа противопоказаны J. Я уточню, что я имел ввиду, когда сказал «подобного типа». Это когда 85% пассажиров можно отнести к категории «израильтянин обычный» (без малейшей попытки проявить презрение и снобизм любого типа). Если вы интроверт, то скорее всего, наличие присутствия сотни- другой шумных собратьев по паспорту вот тут, всегда рядом - в бассейне, буфете, ресторане (тут однозначно будет менее шумно), в курилке, в баре (везде) будет несколько утомительным. Единственное место, где вам будет тихо и спокойно (хорошая изоляция) - это каюта. Либо ранние часы утром (+/- 6).
Для экстравертов и амбивертов крик на всю палубу «Ицик!! Идите сюда, я занял нам столик/джакузи/шлюпку» будет не столь существенной помехой. Ну и конечно - израильские дети, которые везде/всегда/всюду J Кто сам путешествует без своих «мелких», и кому мешает их не всегда милая беспардонность, будут испытывать (либо часто, либо изредка) некоторые раздражающие моменты. Например, как я видел одного немолодого американца, который почти сел в кресло с мило разбросанным спагетти… Слава богу, что его жена успела заметить это раньше и не дала ему плюхнуться в кресло.
На самом деле, все не так страшно, конечно. Но иногда «устаёт», особенно в вечерние часы заката…
По поводу завтраков/обедов/ужинов.
Еды много, очень много и «всегда». В буфете громадный выбор всевозможных блюд на завтрак, обед и ужин. Насчет вкуса - очень индивидуально. Я прекрасно понимаю (и повторюсь - у нас не было завышенных запросов) что накормить две тЫщщи человек задача не из лёгких. Тем не менее извечный вопрос «переходит ли количество в качество» остаётся открытым. Было ли съедобно - безусловно да! Было ли вкусно? По мне - «так себе», сродни еде в самолетах. Были ли исключения? Да. Малому очень понравились бараньи рёбрышки. Но они были только один раз на ужин. И всегда - обслуживание на высоком уровне, всё чисто, всегда с улыбкой.
Я не ем сладкого, просто не люблю. Посему столы с десертами меня в душевный трепет не вводили. Но сын и жена - таки поклонники жанра. По их словам, (увы и ах) - не съедобно. Что так же относится и к хлебам, и к всевозможной выпечке.
Попытали счастья в ресторане. Хотя я не уверен в правильности терминологии. Это такой же обеденный большой зал, как и буфет, но там уже стоят пронумерованные столы с белыми скатертями, столовыми приборами и каждому столу «приписан» свой официант. Есть меню (на завтрак и ужин) - первые блюда (7 наименований), вторые блюда (7 наименований) и плюс-минус такое же количество десертов.
В качестве примера одной из двух попыток:
1. заказал классический луковый суп
2. запечённый со специями салмон с картофелем и спаржей
3. На десерт заказал яблочный пирог (не для себя).
Суп «пришел» через четверть часа, в маленькой пиале, с «крышкой» из запечённого сыра. «Открыв» крышку, я обнаружил странную темную жидкость с запахом кубика бульона кнорр, с развалившейся гренкой и, увы, с нескольким маленькими кубиками одиноко плавающего в этом вареве лука. Честно, я «это» попробовал и через секунду я попросил официанта забрать «это». Что он быстренько и сделал, лишь спросив «Are You finished?”. Не выслушав ответа, не поинтересовавшись, а почему собственно я сразу решил вернуть первую перемену; он схватил тарелку и исчез на следующие пол часа. Через пол часа принесли салмон со спаржей и картофелем. Однозначно - разогрели в микроволновке. Картофель «стеклянный», сливочное масло уже его не спасало, спаржа - прошлогодняя трава. Салмон - без вкуса и высушен до «подошвенного» состояния.
Поверьте, я не придираюсь. Я умею готовить все выше названные блюда и знаю, как выглядит французский классический луковый суп, какой должен быть вкус у запеченного с картофелем салмона и какой вкус у спаржи...
Попытка #2 была чуть более удачной. На этот раз тартар из свежего(?) салмона был вполне-вполне и.. всё, собственно. Стейк Нью-Йорк был идеальной прожарки (М), но настолько пересолен, что пришлось попросить унести (кстати, я при заказе попросил не солить) и больше ничего не приносить.
Короче, более двух раз мы судьбу не испытывали, посему все остальные дни питались исключительно в буфете - и выбор больше, да и нет собственно необходимости интеракции с неприятным «приписанным» к столу официантом. Если не вкусно - просто поднять булки и взять что-то более подходящее. Вот и всё.
Несколько слов об аттракциях.
Руководитель круиза и «егойный» коллектив прилагали все усилия для создания качественной «культурной программы» и мне хотелось бы в это искренне верить. В концертной программе были заявлены следующие представления:
- концерт каверов Селин Дион
- концерт каверов из нескольких бродвейских мюзиклов
- вечер бальных танцев (пара из Украины)
- выступление фокусника
- выступление чемпиона мира (? Не уточнял, когда и какого) по BMX
- и что-то еще, не помню
Для нас это «мимо». Можете назвать это снобизмом чистой воды. Да, я признаюсь - я не люблю, когда мне «продают» самодеятельность по цене бриллиантов. Это (имхо) был чистой воды «матнас» (кроме велосипедиста - он был нереально крут, и кажется он был единственным, кто собрал полный зал, и никто не встал и не ушел на протяжение всего 45-минутного представления), певцы тупо лажали и не попадали в ноты, после двух попыток просто не смотрели в сторону этих развлечений. Прям как с рестораном.
Острова.
Ну очень коротко:
Лимасол / Миконос /Санторини - по большому счету из серии «ни о чем», хоть и мило, романтично. Но мы не любители шопинга, нам ближе «истории печальные рассказы». Там их нема. Есть очень красивые локации, но из-за боязни попасть в цейтнот, мы были вынуждены отказаться от «дальних» экскурсий.
Родос и Афины - они сами по себе стОят несколько дней каждый; уложиться в те часы, которые отпущены круизом на посещение - это как пробники классного вискаря на презентации.
Но я не скорее не об этом. Время по часам - это именно та самая причина, по которой скорее всего это был наш первый и последний круиз. Невозможное чувство давления времени, постоянное подглядывание на циферблат - как бы не облажаться и не опоздать. Даже будучи в гостях у кузины в пригородах Афин, даже при абсолютной гарантии с ее стороны «Янкель, не сцы, будешь на своей Рапсодии вовремя», мы постоянно поглядывали на часы. Это стало раздражать. Ты не можешь расслабиться и получать удовольствие. Чистая психология, всё нормально, ты успеваешь, все время просчитано, но тем не менее - «картинка сломалась».
Последний день был из серии абсолютного расслабления - бассейн, сауна, солнечные ванны, еда, джин-тоник.
Вечером подошел «закрыть» счет. В данном случае поделюсь опытом на тему «чаевые». Автоматом насчитывается около 15$ в день на каждого человека. Вариант - отказаться от этого «автомата» (подойти в один из дней и попросить снять «галочку» в нужном месте). Обязательно - на следующий день проверить в аппликации. И обязательно - оставьте чаевые в конверте. У нас вообще весело получилось - наш «румбой» (филиппинец лет 50-ти), спросил, как будет на иврите «доброе утро/вечер» и еще несколько фраз. Сидели вместе с ним и исписали латиницей целый А4 J. Так он с ним так и ходил до конца круиза, периодически доставая из нагрудного кармана и цитируя, стал прям звездой этажа!
Выход был проблематичным. Мы пришли в Хайфу около 6 утра в пятницу, вышли на берег около 10:30. Я так и не понял, где была лажа - на терминале в порту, или на «выпуске» с первой палубы Рапсодии, но переодиццки «радио корабля» извинялось за неудобства. Из кают нас уже погнали (около 8 утра), так и сидели на «общественных» палубах, ожидая приглашения спуститься согласно объявленным заранее номерам. Но, как это принято в Израиле, в какой-то момент из динамиков прозвучало нечто вроде «танцуют все», после чего народ рванул что есть мочи на выход… Кстати, декларацией на въезд никто не поинтересовался, от слова «совсем».
В Нетании были уже около полудня. В воскресенье меня уже ждали в Иерусалиме…
Отпуск кончился и понеслось…