Настольная цивилизация. Обзор Sid Meier’s Civilization: The Board Game

Jan 11, 2015 20:17

С серией игр "Цивилизация" Сида Мейера я познакомился еще в конце 90'ых, застав еще первую часть, и уже тогда полюбив эту пошаговую стратегию, дающую возможность управлять историческим процессом, меняя его на свой лад. Прелесть этой игры не только в возможности "изменить прошлое", победив фашизм в зародыше или приведя Ацтеков к мировому господству, но и в "реальном" шансе прикоснуться к истории, попытке разрешить те трудности, что стояли перед лидерами стран в различные эпохи. "Цивилизация" прекрасный, хоть и, безусловно, упрощенный симулятор управления человечеством.

Стоит ли говорить, что настольная версия "Цивилизации" давно манила меня? Я старался на нее не глядеть, рационализируя свои желания и говоря себе "Зачем тебе еще и настолка? Это та же самая игра", взвешивал все за и против, пытался убедить себя, что за те же деньги можно купить что-то новое и не менее достойное. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Прекрасным январским днем мой хороший друг вручил мне ее как новогодний подарок.





Коротко о главном
Настольная "Цивилизация" моделирует развитие мировых держав, их культурных и научных достижений. Нашлось место и для войн, великих людей и чудес света. Одержать победу, соответственно, можно так же несколькими способами. Это либо захват столицы одного из оппонентов, либо культурное/ научное/ экономическое доминирование.

В игре представлено шесть цивилизаций, имеющих различные особенности, и склонных к определенным типам побед: русские, немцы, римляне, китайцы, американцы и египтяне. Так, например, русские со старта обладают дополнительной армией, бонусом к производству и возможностью получать технологии оппонента, вторгаясь в его города, что делает их сильными как в военном, так и научном аспектах.




Основными игровыми элементами являются города, армии и скауты. Города приносят прибыль: очки производства, торговли, культуры и ресурсы. Производство необходимо для создания юнитов и построек, включая чудеса. Торговля отвечает за научное развитие цивилизации и так же может быть конвертирована в производство. Культура необходима для получения карт культурных событий, оказывающих сильное влияние на игровой процесс, и великих людей. Армии завоевывают вражеские города и сражаются с аборигенами, а скауты трудятся, обеспечивая родную страну необходимыми ресурсами, и основывают новые города. К слову, количество городов в настольной версии ограничено тремя. Причем для основания третьего потребуется изучить определенную технологию. Тем не менее, быстрая колонизация залог успешного развития экономики.




Пожалуй, главное отличие от компьютерной версии состоит в менее значимой связи между разными аспектами развития цивилизаций. Иными словами, здесь можно со старта настроиться на определенный тип победы и идти к нему, практически полностью игнорируя остальные пути. Правда, это чревато нападками со стороны оппонентов. И, что самое обидное, если выбранный путь к победе по какой-то причине окажется труднодостижимым, сменить его уже с середины игры будет затруднительно.

Правила игры не слишком сложны, но имеют много нюансов. А знание механики игры дает существенный бонус опытным игрокам. Качество исполнения компонентов на высшем уровне, впрочем, как всегда у FFG. Цвета яркие и сочные, а иллюстрации радуют глаз. К игре уже выпущено два дополнения, добавляющих возможность игры впятером, новые цивилизации, чудеса и культурные события, а так же опционально меняющие систему боя.

Боевая система
Необычным образом осуществлена механика боев. По карте перемещаются цветные флажки армий игроков, а сами войска представлены не в виде отдельных фигурок, а в виде карточек юнитов в руках участников. Причем не важно где находится каждая из доступных вам армий, резерв юнитов будет один на всех. Сами бои происходят по принципу "камень-ножницы-бумага", где юнит одного типа преобладает над другим. Пехота успешнее сражается против конницы, конница с легкостью побеждает артиллерию (или лучников), а артиллерия, в свою очередь, наиболее эффективна против пехоты. Так же в игре присутствует особый класс юнитов, открывающийся в современности - авиация. Авиация не имеет бонусов при сражении с остальными родами войск, но обладает самыми большими показателями силы.
Показатели силы обозначают как атаку юнитов, так и количество здоровья. Например, сила 2 значит, что воин нанесет врагу 2 единицы урона, но и сам погибнет, получив столько же. Атаки оппонентов разыгрываются одновременно, но бонус "козыря" позволяет нанести урон до ответа противника. Все юниты в игре могут быть улучшены с развитием технологий. Античные копейщики превращаются в средневековых пикинеров, стрелков 17-19 веков и современную мотопехоту. Причем, в отличии от компьютерной версии, этапы развития можно пропускать, сразу переходя к более сильному.



Но не все юниты одного типа одинаковы. Одни и те же войска могут различаться параметром силы на +/- 1 единицу. Я слышал много нареканий по этому поводу, сводящихся к типичному "Твоя катапульта победила мою более совершенную пушку!". Но подобные случайности были в "Цивилизации" всегда и, как правило, отражают такие исторические реалии как сплоченность, крепость духа или умелое командование полководца. Хотя, как говорит сам Сид Мейер "Реалистичность - это такая штука, которую не задумываясь следует принести в жертву, если в игре реалистичность сковывает играбельность".

Случайность и реиграбельность
Случайность в игре представлена не только параметрами военных юнитов, как было описано выше, но и картами культурных событий, параметрами великих людей и находками в хижинах и деревнях аборигенов. Игровое поле так же формируется из случайных полей, которые открываются уже в процессе игры. Территории отличаются наличием тех или иных ресурсов и присутствием коренных жителей.
По мере развития культуры, каждый игрок будет получать карты культурных событий, которые могут приносить определенный ресурс, отменять какое-либо из действий оппонента или открывать технологии. На определенных этапах развития цивилизация будет получать великих людей, дающих существенные бонусы, но определяемых случайно.
Так же в игре есть два типа ресурсов, которые можно получить только у аборигенов. Это уран и, как ни странно, шпионы. Шпионы, как полагается, позволяют саботировать действия противников. А уран обладает огромным потенциалом, но встречается крайне редко. С открытием необходимой технологии, уран можно использовать как для удвоения выработки всех своих городов, так и для нанесения ядерного удара, полностью уничтожающего чужой город, находящиеся в нем постройки, войска, великих людей и даже чудеса. Так что нахождение урана может стать роковой случайностью во всех смыслах этого выражения.




Итоги
Преимущества:
  • Игра не просто качественная адаптация своей компьютерной предшественницы, но и затягивающая настолка с оригинальной механикой.
  • Достаточно доступные правила для подобного рода игры.
  • Четыре пути к победе. Одержать победу можно не проведя ни одной битвы.
  • Отличное оформление и качество компонентов.
Недостатки:
  • Варианты побед несколько не сбалансированы. Научная и культурная победы достигаются явно быстрее экономической. Военная победа может быть легко достигнута только благодаря раннему рашу при успешном раскладе.
  • Резкое ускорение игрового процесса в финале, когда города начинают приносить огромное количество ресурсов, а чудеса делают победу еще более неотвратимой.
  • Невозможность смены пути развития. Если изначально вы избрали один путь развития, то уже с середины игры попытка достичь иного виды победы затормозит ваше развитие на несколько ходов, окончательно оставив вас среди отстающих.
  • 3-4 часа на партию.
  • Множество недомолвок как в русской, так и английской версии правил. Выручает штудирование FAQ и форума на официальном сайте.


Вынося вердикт, хочу отметить, что игра понравилась мне не только как заядлому Цивиломану, наигравшему не одну сотню часов в PC версии, но и как любителю настольных игр. И хотя опыт компьютерной версии дает неоспоримое преимущество начинающим игрокам, между настольной и компьютерной версией есть несколько существенных различий. И, на мой взгляд, главным и единственным минусом игры является ускоренный финал, не дающий как следует насладиться игровым процессом. Так одержать технологическую победу, запустив космический шатл, можно не изучая письменности, и с армией, состоящей из античных копейщиков.

boardgames

Previous post Next post
Up