Shadowrun Returns VS Wasteland 2

Dec 20, 2014 15:03

В этом году вышло две замечательных партийных РПГ с тактическими пошаговыми боями в духе старой школы. Они во многом похожи, но во многоми отличны друг от друга. Я не однократно становился свидетелем яростных дискуссий на тему какая же из них лучше. И если на Shadowrun returns написано множество хвалебных рецензий, то Wasteland 2 пользуется популярностью в основном у гиков. Поэтому я хочу развеять некоторые мифы, сравнив эти две игры.





Shadowrun returns: Dragonfall
Первое, чем цепляет Shadowrun это рисованная 2D картинка и прекрасно проработанный мир. Только вот мир этот был придуман задолго до выхода игры. Авторы, конечно, проштудировали всю информацию по вселенной, наполнив диалоги отсылками к важным историческим событиям и персонажам, но на этом их заслуги и кончаются.
При детальном рассмотрении оказывается, что мир пуст. Огромные локации городских кварталов красивы, но населены NPC с которыми нельзя поговорить. Даже во времена FallOut подобные "статисты" сотрясали воздух набором случайных фраз, создавая иллюзию жизни, в Shadowrun этого вы не увидите. Офисы корпораций, лаборатории и логова бандитов так же скупы на детали: если есть задание на поиск какого-нибудь предмета, скорее всего на заданной локации кроме необходимого объекта других активных элементов не будет. В Shadowrun вообще очень мало предметов, с которыми можно взаимодействовать, и еще меньше тех, что можно подобрать. Порой доходит до совершенно идиотских ситуаций, когда в комнате с кучей шкафчиков и оружейных стоек активной является лишь одна полка, на которой лежит захудалый пистолет. А штурмовые винтовки и миниганы, лежащие штабелями возле стены это так - для антуража!
Та же история и с предметами в целом: выбор, прямо скажем, не велик. Количество разного оружия можно пересчитать по пальцам, причем большинство из них будет иметь минимальные отличия друг от друга, имея разницу в +/- единицу одного из параметров. Аналогичная ситуация и с боевыми навыками: их много, но большинство из них сводится к "+3% шанс попасть, -1 к урону", отчего ими не хочется пользоваться совсем.

Тактические бои не блещут глубиной - знай прячься за отмеченными укрытиями, да стреляй. Даже выбор между "сделать два выстрела или бросить гранату" встает редко - крупные скопления врагов вы редко увидите, да и можно ли назвать тактикой этот выбор? Еще меня забавляют умения, позволяющие за полный ход одного из своих персонажей парализовать одного оппонента на 1 ход. Размен ход на ход в надежде, что парализованный супостат не добьет раненого соратника в большинстве случаев не приводит ни к чему, возвращая вас к этой же ситуации на следующем ходу. Грубая сила в Shadowrun намного эффективнее всех баффов и дебаффов.
С лутом в Shadowrun тоже довольна странная история. Инвентарь, как таковой, отсутствует: у каждого персонажа есть пара "рук" для оружия, "тело" для брони и несколько активных слотов под аптечки-гранаты-хакерский софт. А все подобранные на задании предметы отправляются прямиком на базу. При первом столкновении с этой системой почти у каждого игрока возникал вопрос "Я же только что подобрал аптечку, куда она делась?!". Особенно критичным это может оказаться в момент, когда от этой аптечки зависела жизнь сопартийца.




Зато сюжет и атмосфера десять из десяти. Очень хорошо проработаны напарники: каждый со своей историей, характером и, порой, отдельным сайд-квестом. К слову, в игре очень много диалогов. Все они информативны и создают картину мира, наполняя его жизнью. Шаман-рок-звезда Дитрих расскажет о былых временах, когда они с группой играли по сквотам, как анархисты в уличных боях одержали победу над властью в Берлине. Если удастся разговорить хакера "Blitz", он поведает о проблемах с девушкой, ради которой он влез в серьезные проблемы с преступностью, а Глория расскажет откуда у нее механические руки. Мир Shadowrun полон социальных вопросов, раскрывая их историями из жизни. Молодой парень, оставшийся без отца и попавший в сети неонацистов, готовящих теракты по всему городу, встает перед дилеммой - кто ближе ему, родной дядя, которого он не видел уже несколько лет или вождь, для которого он лишь марионетка? Вы станете свидетелем того, как люди становятся жертвами транснациональной корпорации Aztechnology, улыбнувшись тому, как метко и иронично авторы играют словами и их значениями.




Сам по себе сюжет линеен и практически лишен выбора, который мог бы повлиять на дальнейший исход игры. И даже побочные квесты членов команды не улучшат их к вам игровое отношение, не откроют дополнительных навыков, как это было, скажем в Dragon Age. По сути, их прохождение лишь повод узнать больше о конкретном персонаже, прочувствовать его характер. Но, зато, концовка у игры не одна, что является несомненным плюсом.
В целом, как кто-то метко охарактеризовал Shadowrun, это "графическая новелла с пошаговыми боями". А чего еще ждать от игры, изначально разрабатываемой с учетом переноса на мобильные устройства, о чем свидетельствуют как особенности управления, так и специфическое меню.

Атмосфера: 10/10 - Освещенные неоном рекламы улицы мегаполиса будущего, такого совершенного и при этом грязного и жестокого, скрывающего под красивой оберткой гниющие раны.
Сюжет: 10/10 - Главное, ради чего стоит играть в Shadowrun эт пекрасная и хорошо поданная детективная история.
Нелинейность: 3/10 - К сожалению, даже побочные квесты не разбавляют линейность повествования, несущегося вперед подобно локомотиву.
Тактика боев: 5/10 - Казуальные бои с укрытиями и бесконечными патронами как в XCOM: enemy unknown.
Наличие багов: 1/10 - Игра максимально стабильна, но небольшие недочеты все же можно заметить.

Wasteland 2
В Wasteland 2 практически противоположная ситуация. Интернет полон жалоб на корявую графику начала 2000'ых годов и множество багов, которые сотнями правятся с каждым патчем. На счет графики полностью согласен, но разве это главное для любителя ролевых игр? А вот истерия по поводу багов явно преувеличена. Первое время игра, конечно, плохо работала, особенно на 32-битных системах. Да и сейчас, по правде говоря, на моем старом PC она периодически вылетает после многочисленных save/load, при этом совершенно стабильно работая у моего друга.
Патчноуты с сотнями "багов" тоже имеют место быть, но это не критические ошибки, не неправильные алгоритмы квестов или поведение AI. Большая часть этих "багов" включает, как правило, неверный расчет накладывающихся друг на друга бафов/дебафов, небольшие просчеты в линии видимости персонажей и тому подобное. То есть те факторы, которые с точки зрения авторов и игровой механики работают не совсем корректно, но человеку со стороны это не заметно. Поверьте, игре таких масштабов это можно простить. Релизные версии FallOut'ов тоже не были идеальны. И если вы еще не передумали запускать Wasteland 2 на своем компьютере, давайте перейдем к ее достоинствам.

После первого же задания вас поставят перед дилеммой: два крупных поселения одновременно атакованы, помочь успеете только одному, кого выбрать? От выбора зависит дальнейший игровой процесс, начиная от случайных фраз NPC с одобрением/не одобрением принятого решения и заканчивая уникальными предметами и персонажами, которые присоединятся к вашей команде в спасенной локации. Но игра от создателей FallOut'а не была бы таковой, если бы в ней не было третьего варианта исхода событий. Может статься, что в муках Буриданова осла или просто по глупости вы так и не определитесь кому помочь, тогда погибнут оба поселения, а линия основного квеста сместиться, позволив продолжить игру даже при таком раскладе.

Игровая система Wasteland 2 насчитывает более 30 активных навыков, только 10 из которых являются боевыми. Здесь тебе и взлом замков, и торговля, и различные манеры общения, и приручение животных. К слову, некоторые навыки могут использоваться в разных ситуациях, так с помощью навыка "компьютеры" можно взламывать как соответствующие устройства, так и роботов-врагов прямо в бою, превращая их в своих союзников. Поскольку управляемая игроком команда состоит из четырех стартовых рейнджеров (которых можно создать с нуля, полностью настроив под свой вкус) и еще трех напарников, которых можно меня по ходу игры, то, большая часть навыков будет у вас под рукой. Но это не делает их менее значимыми. Практически на каждой локации вас будут встречать задачи разного уровня сложности, поэтому манчкинский подход и равномерная прокачка всех навыков сразу все равно не приведет вас к 100% успеху. В определенный момент игры мой отряд просел сразу по четырем показателям - взлом замков, сейфов, компьютеров и взрывчатка. И это еще не считая полного отсутствия в моей команде спецов по отключению сигнализации, торговле и переговорам.




Бои в Wasteland 2 в меру сложны. Здесь есть укрытия, приседания и выстрелы в голову. Враги тоже радуют активными умениями: пулеметчики ведут огонь как прямыми очередями, так и веером, простреливая целый сектор, а, например, роботизированная "Шинковка" обладает аж тремя типами атак: слабой круговой, средней секторной и очень сильной, но направленной на одного персонажа. Немаловажную роль играет механика работы оружия: каждое стрелковое оружие, в зависимости от типа, имеет минимальную и максимальную дистанцию стрельбы, и если противник находится ближе минимального расстояния, то он не может быть атакован, пока расстояние не будет увеличено. Совершенно очевидно, что это дает определенные преимущества бойцам ближнего боя, позволяя им под стрельбу врагов все-таки добираться до своей жертвы, полностью пресекая все ее попытки к сопротивлению. Больше всего от этого страдают, конечно, снайперы, а вот дробовики и пистолеты прекрасно стреляют даже в упор. Добавив к этому возможность апгрейдов оружия, включая установку укороченного/удлиненного ствола или различные варианты чока для шотганов, меняющих их радиус поражения, мы получаем неплохие тактически бои.




Атмосфера Wasteland 2 прямо перекочевала из первой части игры и серии FallOut в целом. Игровой мир порой кажется нелогичным и безумным, но это только придает ему шарма, пробуждая ностальгические воспоминания о "Безумном Максе". Неизменный юмор главного идеолога и автора вышеупомянутых игр Брайана Фарго так же присутствует. Те, кто помнит забавно-дурацкие задания FallOut'ов, поймут меня, столкнувшись с поисками антигеморроидальной мази, гигантским компьютером, выводящим на экран загадочное "42" и пасхалками вроде дискеты с Wasteland 1, которую примут в музей как экспонат, повествующий об истории рейнджеров.
Присоединяемые к отряду персонажи так же имеют собственный характер, озвучивая собственные мысли по поводу посещаемых рейнджерами мест и принятых решений. Помимо этого все они наделены некоторыми особенностями: доктор Роза из СХ-центра знает пароль от убежища в деревне Дарвина, бродяга Скотчмо ворует у отряда алкоголь, а индианка Кричащий Стервятник может покинуть отряд, если рейнджеры будут бессмысленно убивать нейтральных и дружелюбных животных.

Wasteland 2 радует открытым миром и вариативностью прохождения. Вы можете увидеть один из вариантов концовки уже практически в самом начале, случайно подорвав боеголовку в цитадели рейнджеров и навеки похоронив последнюю надежду человечества на светлое будущее.
Примечательно, что в игре огромное количество тайников, которые можно найти и на игровых локациях, и на глобальной карте, во время путешествия. Причем во втором случае шанс нахождения зависит от целого ряда параметров: восприятия, уровней навыков "зоркий глаз", "выживание" и, конечно, удачи. Многие тайники зарыты, и после нахождения отряду потребуется выкопать их с помощью лопаты. Как в классике жанра, можно заняться поиском сокровищ на кладбище, раскапывая могилы. Реакция общественности на это предсказуема. Но если вам и впрямь захотелось отыгрывать злодеев, никто не запрещает изводить целые города. Правда остальные рейнджеры не оценят ваших достижений, и через некоторое время генерал Варгас даже назначит награду за вашу голову, отправив отряд спецназа.

Атмосфера: 10/10 - Пустоши Аризоны сменяются заросшими зеленью городами Калифорнии под звуки неумолкающего радио, вещающего проповеди сектантов, угрозы рэйдеров и заунывный блюз. Роботы, мутанты, грабители с большой дороги и последняя надежда человечества - таков мир Wasteland.
Сюжет: 7/10 - Сюжет сам по себе хорош, но интрига раскрывается уже в самом начале игры.
Нелинейность: 8/10 - Обилие квестов и альтернативных способов их разрешения, а так же большое количество секретов и пасхалок.
Тактика боев: 8/10 - Если бои в Аризоне казались вам легкими, то в Лос-Анджелесе даже самый прокачанный отряд погибнет, пытаясь атаковать противника лоб-в-лоб.
Наличие багов: 5/10 - Баги есть, с этим ничего не поделаешь. Но интерес к игре перевешивает эту проблему.

Поводя итог, замечу: Shadowrun намного эстетичнее, но линеен; Wasteland 2 кустарен, но радует глубиной и насыщенностью геймплэя. Обе они словно отражение мира собственных вселенных. Стильный, яркий, но доведенный до стерильности Shadowrun пуст. Wasteland коряв и невзрачен, но полон жизни. А решать какая из игр лучше все равно вам.
Но лично я свой выбор сделал.

Игры

Previous post Next post
Up